Наверное, трудно найти человека, который не любил бы кино. Но у каждого из нас свой взгляд на достоинства и недостатки тех или иных лент, свои требования к ним. «Как в кино», — порой улыбаемся мы, наблюдая в жизни ситуацию, которая может показаться неправдоподобной. «Как в жизни», — говорим, посмотрев картину, заставившую нас смеяться и плакать, а главное, задуматься о себе и о мире, окружающем нас.
Фото Ю. Федорова и фотохроники ТАСС.
В канун Нового года мы обратились к людям разных профессий, известным всей стране, с тремя вопросами:
1. Какое место в вашей жизни занимает кино?
2. Кинокомедия — любимый многими жанр. Были ли в вашей жизни случаи, которые, по вашему мнению, могли бы послужить темой для комедии или эпизода в ней?
3. Какой фильм о вашей профессии более всего понравился или не понравился вам?
1. Кино в моей жизни занимает большое место. Особенно люблю советские фильмы. Именно в них, пусть разных по художественным достоинствам, по-моему, квинтэссенция нравственности. Они для души, для интеллектуального развития личности. Не отрицаю зарубежного кинематографа — там есть большие удачи, особенно в приключенческом жанре. Но наши ленты глубже, духовно богаче.
2. Веселые эпизоды были. О некоторых из них я уже рассказывала, не хочется повторяться. Но предложение к кинематографистам у меня есть. Почему бы не снять фильм в невесомости? Не документально-репортажный (таких уже есть немало), а музыкальный, игровой, минут на 10 — 15 — своеобразный космический балет, дающий зрительное представление о невесомости как о новой среде обитания человека и ее неограниченных возможностях. Это было бы великолепное зрелище! Ведь какой простор для фантазии! Где взять актеров? Думаю, космонавты согласятся, если, конечно, в программу полета записать. Это была бы интересная работа!
3. Думаю, настоящий фильм о космонавтике еще впереди. В некоторых были весьма удачные эпизоды, подсмотренные в жизни, но в основном надуманно, наивно. Конечно, в нашей профессии много особенностей, знать которые сценаристы не могут. И все же космос уже не фантастика. Это жизнь. Это трудности. Это личности… Вот об этом бы рассказать с экрана со всей полнотой ответственности и серьезности. Чтобы не вызывать у сведущих людей незапланированную улыбку.
1. Художественные фильмы смотрю преимущественно по телевидению, да и то редко — уж очень мало времени остается после работы. Поэтому не считаю себя достаточно компетентным в этом вопросе. Несколько лучше знаю документальное и научно-популярное кино, причем особое значение придаю научно-популярному, призванному активно пропагандировать достижения человека, в частности в медицине. К сожалению, пока редко режиссеры обращаются к нашей тематике. Тем не менее хочу сказать кинематографистам спасибо за то, что несколько лет назад «Центрнаучфильм» снял по заказу «Медэкспорта» картину «Аппарат доктора Илизарова». Специалистам очень нужны ленты, распространяющие передовой опыт, фильмы могли бы быть своего рода пособиями повышения мастерства. Впрочем, возможно, это пожелание не столько к кинематографистам, сколько к Министерству здравоохранения как заказчику.
2. Вы, конечно, понимаете, что в работе врача мало бывает комичного. Главное тут — ни с чем не сравнимая радость человека, который спас от смерти другого человека или избавил его от тяжкого недуга. В Советском Союзе по методу, разработанному в нашем институте, излечено около шестисот тысяч человек. Представляете, сколько радости и счастья это принесло больным, их близким, равно как мне и моим коллегам! Вообще, считаю, врач должен быть оптимистом, без этого просто не обойтись в работе. Может быть, потому мне так дорог польский орден Улыбки, которого я был удостоен. Это единственный в своем роде орден — им награждают дети и только тех, кто приносит радость. А я воспринимаю награду и как призыв быть веселым человеком.
3. Не могу не вспомнить один довольно-таки давний фильм, прообразом главного героя которого послужил я сам. Вернее, героини, потому что в картине действую не я, но женщина… Впрочем, это уже ближе к ответу на второй вопрос. А если серьезно, то фильм «Каждый день доктора Калинниковой» мне понравился своей правдивостью. Есть, конечно, некоторые с точки зрения профессиональной медицины огрехи, но они даже не мешают — фильм хороший. В картине в целом верно показана ответственная, напряженная работа врача, трудности, с которыми ему приходится встречаться. Талантливо сыграла главную роль Ия Саввина.
1. Без кино, наверное, невозможно жить Как было бы скучно… Может, я и не очень строгий зритель, но мне по душе фильмы а любом жанре Без конца могу смотреть «Броненосец «Потемкин», «Александр Пархоменко», «Волгу-Волгу», «Цирк». С огромным интересом следил за телесериалами «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», да и не один я, вся страна по достоинству оценила прекрасные работы наших кинематографистов. Кстати, думаю, выражу мнение многих зрителей, если предложу хотя бы в одном из городских кинотеатров демонстрировать по 3—4 серии этих популярных картин, хоть они и телевизионные. Работа у нас, машинистов, такая, что не всегда есть возможность добраться до телевизора. А вот прокат мог бы помочь таким, как мы. Да и расставаться с полюбившимися фильмами как-то жаль.
2. Всякое бывало… Наша работа суровая, но чего иногда не случается! Вот, между прочим, у Эльдара Рязанова в «Вокзале для двоих» очень много забавных железнодорожных сценок. Почти ничего не придумано, а оттого и смешно, и печально, и задуматься заставляет. А ведь это главное, как думаете?
3. Самым правдивым мне показался фильм «Большие перегоны». Там в роли старого, уходящего на пенсию машиниста снялся Николай Крючков. Не стану обижать всех остальных авторов «железнодорожных» фильмов, но в них часто столько нелепостей и натяжек, что просто обидно. Иногда даже кажется, что в кино теперь пожаров и крушений куда больше, чем в жизни. А когда в кадре горит то, что гореть от природы не может, или явно игрушечный макет паровоза «красиво» идет под откос, ничего, кроме досады, мы, профессионалы, не ощущаем. Да и пассажиров так можно распугать, аэрофлоту отдать — благо там, кроме как в «Экипаже», никаких аварий не случалось… Дорогие режиссеры, приглашайте почаще консультантов из числа «рядовых» железнодорожников — мы всегда готовы прийти на помощь тем, кто делает кино.
1. Как и в жизни любого современного человека — заметное место. И, как, наверное, у всех, времени на кино катастрофически не хватает. Но что поделаешь… И тем не менее слежу за новинками экрана. Вот и последняя моя «вылазка» в кинотеатр оказалась счастливой — посмотрел очень хороший фильм «И жизнь, и слезы, и любовь». Вообще люблю такое кино, где, как в жизни, сплетаются воедино «и слезы, и любовь». Всегда с интересом отношусь к лентам, в основу сюжета которых положены реальные события из нашей истории. В них, как правило, содержится вопрос к нашей совести: для чего живем, как продолжаем дела наших предков? И пускай пробуждение памяти подчас больно (я так всегда смотрю фильмы о Великой Отечественной), без этого нельзя понять настоящего.
2. Сперва отвечу на третий вопрос. Беда многих фильмов о спорте в том, что они слишком… красивы. Безусловно, всякое состязание или матч со стороны зрелище. Но вот появляются заснятые на пленку бесконечные «ледовые побоища», обгоняющие всех и вся велосипедисты, проигрывающие, но под конец неожиданно побеждающие футболисты, баскетболисты, гребцы… Отношения между людьми, конфликты — все стерто, спрятано за мишурой и помпезностью. В погоне за эффектными сценами пропадает настоящая динамика, исчезает сама спортивная жизнь — нелегкая и разная. Зритель не представляет себе спорта изнутри, а я еще ни разу не видел на экране хоккеиста, про которого мог бы с уверенностью сказать: «Да, он настоящий. С такими я играл… »
Понимаю, о спорте трудно снимать. Но должны же быть наконец забыты стереотипы 30—40-х годов. Изменился спорт, изменились люди спорта. Шаблонные представления вредны! И пример тому, как их можно сломать, — фильм «Непобедимый». Наверное, и он не без недостатков, но поистине сделан по правилу «золотой середины» — и мысль, и зрелищность, и отличная игра актеров.
3. На второй вопрос, мне кажется, я уже отчасти ответил. В спорте есть все: и грустное, и смешное. Неисчерпаемый кладезь тем как для драмы так, и для комедии, надо только «копать поглубже». Признаться, я и сам подумывал о том, чтобы написать сценарий о спорте. О спорте изнутри. Но потом от этой мысли отказался: понял, что, как это ни банально, каждый человек должен заниматься своим делом.
Именно поэтому я желаю себе и всем зрителям в новом году хороших фильмов. Фильмов, на которых подрастающее поколение могло бы воспитываться.
1. Я за кино — всегда, везде, с любым настроением. Мелодрамы, комедии, трагедии, эпопеи, мультики, приключения — готов смотреть все. Большой поклонник… детективов. Они учат, помогают подчас найти нетрадиционный прием в каком-нибудь деле, пересмотреть отношение к некоторым «узковедомственным» вопросам.
2. Комичного в нашей работе маловато. А нелепости случаются порой. Это когда переоцениваешь себя.
Давно, в бытность мою участковым инспектором, был такой случай. Часто приходилось иметь дело с так называемыми трудными подростками… И вот как-то вечером обходил свои «владения» и заметил одного из этих ребят. Дай, думаю, поговорю по душам. И направился прямиком к мальчишке. Целеустремленно так, решительно. А он вдруг — вот дела!—бросается наутек. Стало быть, дело нечисто, соображаю. И за ним! Как он убегал, а я догонял, как мы носились по дворам и задворкам, что там эпизод — целый короткометражный фильм можно было бы снять. И пока я за ним гнался — чего только не передумал, в чем только его не обвинил. Короче, поймал мальчишку — и что же? Оказалось. он ни в каких грехах не повинен. Отчего дал тягу? Да меня же и испугался — так зловеще и угрожающе я на него надвигался. Потом мои друзья очень смеялись, узнав об этой истории, а мне урок на всю жизнь: к человеку нельзя относиться предвзято. Это уже совершенно серьезно.
3. Я уже сказал, что практически все фильмы о работе милиции мне нравятся, каждый по-своему полезен. Очень хорошие картины—«Петровка, 38» и «Огарева, 6». Честные, без прикрас, жизненные. Чудесный был Анискин в исполнении Михаила Ивановича Жарова — он будет помниться долго…
Отрадно, что ушли в прошлое банальные «пиф-паф». И я от души рад. что работники кино понимают значение того, что мы делаем. Скажу так: даже самый слабый фильм о наших заботах, нашем труде несет в себе мощный заряд добра и социалистической гуманности. Кроме того, это всегда пропаганда правовых знаний. Такое можно только приветствовать.
1. Случилось так, что документальный фильм «Доказуема ли истина» (автор сценария Т. Романькова), снятый любительской студией «МОАЗ-фильм» о пятом экспериментальном классе донецкой спецшколы № 136, сначала стал победителем конкурса в Могилевской области, затем в Белорусской ССР, спустя некоторое время — дипломантом Всесоюзного конкурса любительских фильмов, и только через три года его смогли увидеть сами ребята. Теперь уже восьмиклассники. Как на беду, школьный кинопроектор не был оборудован для воспроизведения звука. Титры и первые кадры прошли в абсолютной тишине. Но вот на экране лицо Наташи Унгур. Зал охнул. Такой Наташу уже никто не помнил: маленькая, угловатая, озорная. Разве сравнить ее с теперешней — спокойной, уравновешенной, красивой восьмиклассницей? Экран безмолвствовал. Зал стонал. Добрахлебов. Ильина. Исаева. Лужецкая… Появление каждого нового лица встречалось взрывом эмоций. На экране — и это понимали все — они навсегда остались детьми. Сколь же благодарен должен бьггь учитель за такой счастливый контакт с кинематографом, даже если он случился единожды за всю его жизнь! Но у меня таких контактов много.
Почти десять лет прошло со дня выхода на экран фильма «Час ученичества» (ЦСДФ, режиссер В Виноградов, автор сценария С. Соловейчик). А лента живет работает, не уходит из проката, хотя кое-где уже «закручена» до дыр. Были и другие картины… А вот новый пример. Тамара Романькова собирает сейчас с помощью кино всех, кто учился в экспериментальных классах начиная с 1956 года и достиг больших спортивных высот. Их много — около 60 мастеров спорта: гимнасты, штангисты, пловцы, легкоатлеты, боксеры, борцы—эта встреча еще предстоит.
2. Ответить на этот вопрос труднее. Уж очень много было всего за мою уже довольно долгую жизнь. И все же первыми всплывают в памяти эпизоды, связанные со службой на флоте в годы Великой Отечественной войны и сразу после нее. Неисчерпаемым источником комического были флотские розыгрыши. Думаю, без них и служить и воевать было бы гораздо труднее.
Особенно отличались в веселых проделках два дальномерщика — Карелин и Дедов. Молодой матрос несет вахту и обязан докладывать о кораблях, входящих в залив и выходящих из него. Остров Скрыплев (а дело происходило на Дальнем Востоке) в дымке. Просматривается только верхушка. И вдруг звонок у дежурного офицера: «Товарищ лейтенант, Скрыплев снимается с якоря!» «Это кто сказал?» «Я сам…» «Кто надоумил, спрашиваю?» «Дальномерщик один подсказал» «С усами?» «Так точно». «Значит. Дедов»… Другой молодой матрос ходит, ищет клотик (верхушка мачты). «Зачем тебе клотик?» «Да мне сказали, что туда мичман пошел». «Кто сказал?» «Дальномерщик». «С усами?» «Никак нет». «Значит, Карелин»
Конечно же, очень много комических ситуаций случается в школьной жизни. Но это уже сюжет для другого, большого рассказа. И хочется верить, что мне еще удастся его рассказать.
3. Покойный П. В. Шершнев, мой учитель, часто повторял мне, молодому директору школы: «При анализе уроков старайтесь избегать безликих слов типа «понравилось» или «не понравилось». Оценка всегда должна быть строгой, четкой и аргументированной». С профессиональной точки зрения лучшим фильмом о школе считал и считаю «Доживем до понедельника». Педагогические просчеты в нем единичны, педагогических находок достанет на многие поколения учителей.