Призвание (Советский экран №1 1985 г.)

Эмма ЦЕСАРСКАЯ.
Заслуженная артистка РСФСР

Это было давно. Более полувека назад судьба подарила мне встречу с Ольгой Ивановной Преображенской — одной из первых женщин-режиссеров в мировом кинематографе.

Ольга Преображенская (1911 год)
Ольга Преображенская (1911 год)

В 1927 году нас, группу учениц киношколы Б. Чайковского, пригласили на Житную улицу, где находилась 1-я фабрика «Совкино», принять участие в съемке массовых сцен для фильма «Бабы рязанские». Костюмеры облачили нас в деревенские сарафаны, платки, кокошники, фотограф сделал снимки. И вдруг слышу: «Цесарскую просят в павильон, на пленку сниматься». Меня встретила строгая и властная женщина. Показалась она мне пожилой, а ведь и 43 ей не было. Вскоре после кинопроб сообщили, что Преображенская утвердила меня на роль Василисы, одной из главных «баб рязанских»…

«Тихий Дон». 1931. Э. Цесарская (Аксинья) и А. Абрикосов (Григорий)
«Тихий Дон». 1931. Э. Цесарская (Аксинья) и А. Абрикосов (Григорий)

Ольга Преображенская — ученица школы Московского Художественного театра, звезда дореволюционного кино (она играла Наташу Ростову в одной из первых, еще весьма наивных экранизаций «Войны и мира»). Но роковые мелодрамы, героиней которых ей приходилось в основном быть на экране, видимо, не удовлетворяли артистку, прошедшую школу Станиславского. Москвина, Мейерхольда. Она ушла в режиссуру, сначала работала ассистентом, а потом сорежиссером известного деятеля русского немого кино В. Гардина.

«Бабы рязанские». 1927. Э. Цесарская (Василиса)
«Бабы рязанские». 1927. Э. Цесарская (Василиса)

По молодости лет я, к сожалению, не смогла быть свидетелем первых постановочных опытов Ольги Ивановны, но знаю, что две из созданных ею совместно с Гардиным лент — «Барышня-крестьянка» (1916) и «Слесарь и канцлер» (1924) — рассматриваются в учебниках по истории кино как вехи отечественного киноискусства. О. Преображенскую можно причислить и к пионерам детского кино, ведь в 20-е годы для юных зрителей ею были поставлены картины «Каштанка», «Федькина правда» и «Аня» (по мнению критики, сентиментальные и несколько прямолинейные по своей идее, но важен сам факт поиска в этом направлении).

«Степан Разин». 1939. В. Гардин (боярин Киврин)
«Степан Разин». 1939. В. Гардин (боярин Киврин)

Ее фильмы пользовались успехом у зрителей. «Бабы рязанские» полгода шли с аншлагом в кинотеатре на Пушкинской площади столицы, люди семьями приезжали смотреть его даже из Подмосковья. Сюжет, казалось бы, незамысловат: пока сын на фронтах первой мировой, его отец-кулак насилует невестку, та не переносит позора, накладывает на себя руки, но правда в финале торжествует: негодяю воздается по заслугам…

В чем же секрет успеха этого на первый взгляд откровенного «лубка», которым, между прочим, восхищался даже Т Драйзер? Почему фильм «Бабы рязанские» одним из первых был частично озвучен, когда кино обрело голос? Я не искусствовед и точно ответить не берусь. Думаю, дело тут и в самой экранной истории, взволновавшей людей (у Ольги Ивановны было замечательное «чутье» на «зрительские» сюжеты), и в удачно подобранном ансамбле исполнителей.

Лучшие работы режиссера в советское время своим пафосом были тесно связаны со становлением новой нравственности проходившим в обстановке грандиозного строительства новой жизни.

«Парень из тайги». 1941. И. Переверзев (Степан Потанин)
«Парень из тайги». 1941. И. Переверзев (Степан Потанин)

После дебюта мне довелось сняться еще в трех картинах, поставленных О. Преображенской в содружестве с И Правовым, — «Светлый город», «Тихий Дон» и «Вражьи тропы». И каждый раз в первую очередь меня привлекал яркий, интересный характер: будь то образ женщины городской или деревенской. Но больше всего я благодарна Ольге Ивановне за возможность сыграть шолоховскую Аксинью, прикоснуться к удивительному пласту народной жизни, окунуться в бурю суровых, ненадуманных страстей.

Когда в 1930 году Преображенская решила экранизировать «Тихий Дон», автором была написана лишь первая часть романа. Может быть потому в картине и не чувствовалось исторической перспективы. Однако работали мы с жаром, сам М. Шолохов приезжал на съемки, был взволнован отснятым материалом, а потом и фильмом.

Сколько раз на своем творческом пути с благодарностью вспоминала я своего первого режиссера. Конечно, в почерке Ольги Ивановны чувствовался некий налет театральности. Это касается и картин «Степан Разин» и «Парень из тайги». Однако они памятны нам и замечательной игрой А. Абрикосова, В. Гардина, М. Жарова, С Мартинсона, И. Переверзева!

Ольга Преображенская была мастером камерного жанра. Хотя, по сути, она пыталась говорить о том же, что и другие мастера тех лет, —о советском характере, только выбирала, как правило, локальные сюжеты, частные истории. Тогда это почему-то расценивалось как «уход от жизни», но разве в наши дни кино не стремится все больше к показу «частной жизни», выражая большое, близкое многим, через малое, индивидуальное?

Светом многолетнего творческого и человеческого общения с заслуженным деятелем искусств РСФСР Ольгой Ивановной Преображенской проникнута вся моя жизнь. Это был режиссер с «собственным голосом», поставивший свой талант на службу народу и внесший неповторимый вклад в строительство новой культуры.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.