Виктор ЛИСТОВ
«Красный Север» — таи назывался этот скромный, ныне забытый журнал, выходивший в Петрограде на рубеже зимы и весны 1919 года. Это иллюстрированное издание было одной из первых попыток наладить выпуск популярного советского кинематографического ежемесячника, предпринятой Петроградским кинокомитетом.
«Журнал иллюстраций» — с таким подзаголовком выходили его номера, и они точно отвечали своему названию. «Красный Север» помещал кинокадры и фотографии о героическом быте Петрограда и прилегающих к нему губерний, носивших в ту пору название Северной Коммуны. Напечатанные в разгар гражданской войны на плохой серой бумаге, эти кадры навсегда сохранили облик событий незабываемого девятнадцатого. Журнал публиковал репортажные снимки об отправке красноармейцев на фронт, о митингах петроградцев в день памяти Розы Люксембург и Карла Либкнехта, фотоотчеты о новостях городской жизни и жизни губерний. На страницах журнала соседствовали виды Марсова поля, заполненного тысячами митингующих рабочих, и скромные сюжеты с раздачей жителям дров, демонстрации на Невском и кавалерийские учения красноармейцев.
То, о чем сообщали солидные «Петроградская правда» и «Красная газета», журнал переводил в зримый фотографический ряд. И потому пользовался неизменным успехом у читателей.
Особое их внимание привлек второй номер «Красного Севера». На его обложке был помещен портрет Владимира Ильича Ленина работы художника И. Бродского. Это было одно из первых произведений, открывших обширную Лениниану знаменитого художника.
Вглядываясь в поясной портрет Владимира Ильича, нетрудно заметить, что он сделан не с натуры. В его основе лежат хорошо известные кинокадры и фотографии, относящиеся к октябрю 1918 года. Группа кинохроникеров и фотограф П. Оцуп запечатлели Владимира Ильича в Кремле по его выздоровлении после эсеровского покушения. Эти снимки могли быть известны И. Бродскому не только по нескольким публикациям в печати, но и по киноэкрану — репортаж о ленинской прогулке в Кремле открывал двадцать второй номер журнала «Кинонеделя».
Работая над портретом, опубликованным в «Красном Севере», Бродский, несомненно, держал перед глазами кадры, запечатлевшие Ленина на одной из кремлевских площадей. На портрете и фотографиях полностью совпадают и поворот фигуры, и распределение света и тени, и даже мельчайшие детали одежды. Больше того: на портрете так же, как и на фотографиях, хорошо различим белый бумажный краешек газеты или рукописи, выглядывающий из правого внутреннего кармана пиджака.
Работа Бродского — один из самых ранних рисованных портретов Владимира Ильича.
Однако портрет главы Советского правительства на обложке «Красного Севера» не исчерпывает ленинскую тему в журнале. Как известно, в марте 1919 года Владимир Ильич приезжал в Петроград на похороны Марка Тимофеевича Елизарова, мужа Анны Ильиничны. Пребывание Ленина в Петрограде было отражено несколькими фотографиями, напечатанными в «Красном Севере». Например, журнал поместил снимок Владимира Ильича в президиуме митинга в Петроградском Народном доме, сделанный 13 марта.
«Красный Север» был журналом местным, издававшимся небольшим тиражом и вряд ли широко распространенным за пределами Северной Коммуны. Несмотря на это, В. И. Ленин, внимательно следивший за всей советской прессой, знал о скромном журнале питерских кинематографистов, мог читать его. В кремлевской библиотеке Владимира Ильича среди отобранных им периодических изданий до сих пор хранится экземпляр первого номера «Красного Севера».