Незвезда Когда-то они были популярными

Урок мужества (Советский экран №1 1985 г.)

премьера

Завязка сюжета казахского фильма-сказки «Бойся, враг, девятого сына» обозначена его авторами — сценаристом О. Бондаренко, режиссерами В. Пусурмановым и В. Чугуиовым — сразу, в первых же кадрах. Всемогущему колдуну Тасболу (Н. Жантурин) предсказана гибель от руки одного из сыновей бедного табунщика Ержана (А. Молдабеков). Чтобы обмануть судьбу. Тасбол решает взять восьмерых взрослых сыновей табунщика себе в услужение. Но старый Ержан не соглашается на сговор с Тасболом: свобода, счастье и доброе имя сыновей для него дороже всех богатств мира, которые сулит злой волшебник. И тогда разгневанный Тасбол превращает Ержана в камень, а восьмерых отважных юношей с помощью колдовства заставляет забыть родной дом, отца, мать и даже свои имена. Теперь, радуется он, уже никто на земле не в силах отнять у меня могущество, никто не способен остановить зло, творимое по моему велению. Но Тасбол забыл о девятом сыне старика Ержана — Еркенже (К. Нуркадилов), который растет не по дням, а по часам и, став батыром, отправится на поиски братьев и, конечно же, одолеет врага.

Еркенже (Кайрат Нуркадилов)
Еркенже (Кайрат Нуркадилов)

Авторы фильма, взяв за основу сюжета мотивы казахского фольклора, создали поэтичную сказку, использовав богатые возможности кино для изображения волшебств и множества чудесных превращений. Они вновь и вновь доказывают юным зрителям давнюю, но всегда актуальную истину о том, что победа добра над злом, света над тьмой, правды над ложью не приходит сама по себе, что за эту победу надо бороться не жалея сил. Зрители обратят внимание на то, что добрая волшебница Аккемпир (Г. Аспетова) не торопится прийти на помощь отважному Еркенже и его братьям: ведь человек сам творец своей судьбы, как бы подчеркивают авторы, только от него самого, а вовсе не от таинственных чар волшебницы зависит исход борьбы между добром и злом на земле.

К сожалению, некоторые образы в фильме обрисованы слишком бегло, они схематичны и одномерны, а сюжетные линии порой лишь намечены в общих чертах. Но картина «Бойся, враг, девятого сына» состоялась, как мне думается, в главном: сказка эта без лишних назиданий и сухой дидактики учит маленьких зрителей верности данному слову, отваге в достижении благородных целей.

Н. МАЗУР

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.