Из гостиничного радиоприемника послышалась музыкальная тема телевизионных «Семнадцати мгновений весны». Вслед за этими своеобразными позывными заговорил по-русски знакомый голос. Транслировалось интервью Вячеслава Тихонова братиславскому радио. В Чехословакию, рассказывал актер, он приехал вместе с участниками съемочного коллектива фильма «Фронт в тылу врага» — актером Иваном Лапиковым и режиссером Игорем Гостевым — специально на торжественную премьеру этой картины, созданной совместно киностудиями «Мосфильм» и «Баррандов»
В местных кинотеатрах идут новые чехословацкие ленты «Эта минута, этот миг» с участием Евгения Жарикова и «Сужу тебя любовью», где сыграл Родион Нахапетов. Наших актеров здесь знают и любят.
Авторитет советского кинематографа очень высок. Популярностью пользуются премьеры и недели, тематические и информационные показы советских фильмов. В управлении кинопроката Словакии в числе фильмов года, завоевавших наибольшие зрительские симпатии, мне назвали ленты «Москва слезам не верит», «Жизнь прекрасна», «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», «Ледяная внучка», «Пираты XX века», «Отель «У погибшего альпиниста». Всеобщую любовь заслужил мультсериал «Ну, погоди!».
В свою очередь, я с удовольствием сообщил чехословацким друзьям, что читатели «Советского экрана» в числе лучших фильмов года назвали ленты «Красавица и чудовище» и «У моего брата хороший братишка» производства ЧССР, что многие другие ленты чехословацких кинематографистов широко и с успехом демонстрируются на наших кино- и телеэкранах.
Путешествие по «Колибе»
В самом центре красавицы Братиславы на тихой Волгоградской улице, расположилась редакция «Фильм а дивадло» — массового, очень популярного в Чехословакии журнала освещающего новости кино театра и телевидения. С этим журналом, который не так давно гостил на наших страницах (см. № 23 — 1981 г.), «Советский экран» связывает творческая дружба.
Известный поэт и драматург, главный редактор журнала Миро Прохазка, председатель редакционной коллегии Андрей Немлаха, журналисты Ева Ребова и Вилиам Яблоницкий рассказали о ближайших планах редакции. При непосредственном содействии «Советского экрана» готовится специальный номер «Фильм а дивадло», посвященный 60-летию образования СССР. Журнал стремится шире освещать разнообразную и насыщенную культурную жизнь социалистической Словакии.
А она действительно разнообразна Особенно интересным оказалось посещение местной киностудии.
«Колиба» – по-словацки шалаш, хижина пастуха. «Хижина» у Братиславской киностудии, носящей это красивое, поэтичное название, надо сказать, отменная. С понятной гордостью демонстрировал нам ее оборудование, павильоны и цехи руководитель отдела технического развития студии Роберт Гардони.
В одном из двух павильонов «Колибы» взгляд невольно задерживается на подвешенном к самому потолку внушительных размеров муляже… пчелы. Загадка решилась сразу, как только мы оказались на съемочной площадке. Режиссер Юрай Якубиско приступал к съемкам картины «Тысячелетняя пчела» по мотивам известного романа Петера Яроша. Репетировался очередной эпизод — деревенский праздник пожарников. Их медные каски и форменные тужурки с красными окантовками, пестрые национальные костюмы девушек с бумажными лентами в волосах сливались в хоровод красок, линий, форм.
— Фильм — своего рода эпическая народная хроника, — поясняет режиссер. —В нем будут прослежены судьбы трех поколений одной семьи. Почему пчела? Это символ рода, мудрости, вечности.
Если «Пчелу» мы застали на начальной стадии производства, то киносказка режиссера Мартина Тяпака «Плавчик и Вратко» уже выходит на экраны. Специальная служба технического контроля качества осматривала копию ленты, которая должна поступить в прокат. Мы задержались в зале дольше, чем предполагали поначалу. Так увлекло романтическое повествование о сыне бедного угольщика Плавчике. По ходу сюжета он преодолевает невероятные препятствия и попадает не в одну передрягу. Но все кончается благополучно. Плавчик становится королем, тем самым исполняя предначертание доброй феи, данное ему при рождении.
Каковы планы студии?
О них рассказал генеральный директор объединения «Словацкий фильм» Ярослав Глиницкий.
— Наш годовой объем производства — десять-одиннадцать полнометражных игровых лент, а также еще примерно столько же специально по заказу телевидения — говорит он. — Качественный рост нашей продукции, как мы считаем в первую очередь зависит от притока драматургических талантов от добротности сценариев. В наших планах — 8-серийный телефильм по мотивам книги товарища Густава Гусака о Словацком национальном восстании, кинорассказ о молодости выдающегося руководителя чехословацкого рабочего движения Клемента Готвальда.
— Стремимся расширять тематический и жанровый диапазон, — продолжает Ярослав Глиницкий. — Считаем, что должны получать более широкое экранное воплощение нравственно-этические вопросы современной жизни рабочей и студенческой молодежи. Особое внимание уделяем детскому фильму.
Большой интерес проявляют на «Колибе» к сотрудничеству с советскими мастерами кино, вспоминают такие совместные работы, как «Прерванная песня» и «Рана, любовь моя» (с «Грузия-фильмом») «Завтра будет поздно» (с «Беларусьфильмом»). В портфеле студии—новые проекты совместных постановок с кинематографистами СССР.
Темы и сюжеты
Увиденные фильмы, созданные мастерами «Колибы» познакомили с некоторыми тенденциями словацкого кино. Кино это самобытно, опирается на крепкие национальные традиции. В то же время оно отражает общие закономерности развития киноискусства сегодняшней Чехословакии, являясь неотъемлемой частью единой социалистической культуры страны.
Какие темы и сюжеты предлагают авторы лент, какие проблемы их волнуют?
Авторы фильма «Покос Ястребиного луга» — сценарист-дебютант Славомир Розенберг (кстати, известный кинокритик и журналист) и опытный режиссер Штефан Угер — развивают традиционную для словацкого кино морально-нравственную проблематику, размышляя о смысле существования, противопоставляя такие душевные качества как доброта, скромность, порядочность, разъедающим «идеалам» мещанского благополучия, потребительства, эгоизма.
Попросив взрослых своих сыновей — автомеханика, журналиста и студента — помочь убрать травы на далеком покосе, старик отец (эту роль выразительно сыграл Иозеф Кронер) в душе надеется что приезд, пусть и ненадолго, в деревенский отчий дом примирит их, не особенно ладивших между собой. Отец чувствует всю целительность для «городских» и неторопливого деревенского уклада и простого физического труда. Высокой поэтики и тонкого лиризма исполнена, пожалуй, лучшая сцена фильма — забыв о взаимных притязаниях и обидах, идут лугом отец и сыновья, дружно взмахивая косами. Достигнуто наконец-то общее согласие осознана никчемность самолюбивых амбиций, мир и покой воцарились в семействе.
Бережно воссоздан сельский быт и в фильме «Старый пчеловод» (режиссер М. Лютер, по сценарию А. Голла и Й. Беневского). Любопытно, что лента создана в содружестве со специалистами института этнографии. Это ощутимо в удивительной материальной осязаемости предметного мира картины.
Картина молодого талантливого режиссера Зорослава Загона «Помощник» (сценарий Ондрея Шулая по мотивам одноименного романа Ладислава Баллека) погружает в камерную атмосферу семейства степенного мясника Речана, его жены и дочери. Историко-социальный фон (первые послевоенные годы в Южной Словакии) дан лаконичными, емкими штрихами, фокус же авторской мысли направлен на «сшибку» жизненных позиций «пассивного гуманиста» Речана и его идейного антагониста Волента, появление которого круто меняет доселе дремотную, тихую жизнь семьи. Венгерский актер Габор Конц поистине упивается драматическими возможностями роли бессовестного авантюриста и циничного махинатора Волента, олицетворяющего собой воинствующее мещанство, греющее руки на бедах и несчастьях обездоленных войной людей.
«Помощник» — во многом новаторский фильм для словацкой кинематографии, отразивший как возросший уровень кинематографического мастерства в показе сложных социально-психологических явлений и процессов, так и настойчивый, целенаправленный поиск яркой зрелищности и сюжетной занимательности. Он отмечен главной премией на ежегодном фестивале чешских и словацких игровых фильмов.
С новыми работами выступили известные режиссеры Мартин Голлы, знакомый советскому зрителю по фильмам «Медная башня» и «Знак доблести» («Сигнум лаудис») и Андрей Леттрих («Красное вино», «Возмездие»).
Об острых социальных противоречиях в Словакии в период между двумя мировыми войнами, о неспособности буржуазного общества решить насущные проблемы бытия, помочь наладить нормальное существование жителям горной деревушки в Татрах рассказывает решенная в приключенческом жанре лента М. Голлы «Ночные всадники».
А. Леттрих предлагает в фильме «Отец» лирико-комедийное прочтение сложной житейской ситуации. Молодая женщина, которую бросает муж, поначалу не принимает ухаживания весельчака-мотогонщика по прозвищу «Формула», который тем временем завязывает дружбу с ее восьмилетним сынишкой, увидевшим в «чужом дяде» идеал отца и приятеля по играм одновременно. Потребовались исключительно драматические обстоятельства, в том числе и авария на ответственнейших соревнованиях, чтобы сердце героини растаяло…
Запомнился 10-минутный документальный фильм «Не вешайте трубку, вы в очереди» режиссера Душана Рапоша. Узкие улочки Братиславы, витрины магазинов, лица прохожих — и скрежещущим диссонансом приметам нормальной жизни звучат выдержки из воинственных антикоммунистических речей президента США Рейгана, которые воспринимаются прямой угрозой людям в кадре, занятым каждодневными заботами, мирным трудом. В конце этой выразительной короткометражки камера останавливает бег на плакате «Нет — нейтронной бомбе!»
Символично, что автор фильма совсем еще молод. Зримо ощущаешь преемственность идейных, классовых позиций, гуманистического мировоззрения. Так молодежь принимает эстафету у старшего поколения чехословацких кинематографистов, воспитанного на славной плодотворной традиции антивоенного, антифашистского фильма, принесшего известность мастерам экрана ЧССР.
Олег СУЛЬКИН.
Спец. корр. «Советского экрана
Братислава — Москва