фильмы-юбиляры
Наш корреспондент М. Коротков встретился с постановщиком этого фильма, созданного четверть века назад, — народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, кинорежиссером А. Г. ЗАРХИ.
— Александр Григорьевич, вас можно поздравить сразу с несколькими юбилеями — двадцать пять лет «Высоте», сорок лет назад вышел «Его зовут Сухэ-Батор», недавно отметили сорокалетие фильмы «Член правительства» и сорокапятилетие — «Депутат Балтики», которые вы поставили вместе с И. Хейфицем.
— Да, вот так неожиданно сошлось. Нередко бывает так, что промелькнет премьера, разлетятся копии по стране, а вскоре лента становится достоянием архивов. Зато какое счастье испытывает режиссер, если его фильм долго живет на экране!
— В «Высоте» вы впервые обратились к теме рабочей молодежи. Как это произошло?
— Идея создания «Высоты» принадлежит Ивану Александровичу Пырьеву, замечательному режиссеру и организатору — в ту пору, в середине 50-х годов, он был директором «Мосфильма». «Александр нужно сделать фильм о рабочем классе, — сказал он однажды. — Посмотри роман Евгения Воробьева. Мне кажется, он будет интересен для экранизации».
Я прочел книгу, позвонил автору. Вскоре Михаил Папава начал работать над сценарием. На это ушел год. Мне нравилось, что автор повести к каждому слову сценария относился очень строго. После завершения этой работы я поехал в Череповец, где строилась домна. Там познакомился с прекрасными людьми, настоящими рабочими, тружениками.
Впоследствии группа отправилась в Днепродзержинск, где и велись съемки.
Надо сказать, я с детства боялся высоты. Как завидовал сверстникам, бесстрашно бегавшим по крышам, устанавливавший антенны для своих радиоприемников! А тут такое испытание — взойти вместе с монтажниками под самое небо. Но все же одолел боязнь, оглянулся кругом и ахнул какая красота!
— Что вы можете сказать об исполнителях главных ролей, о других участниках создания фильма?
— Мои герои — вчерашние дети военного лихолетья, пережившие тяжелое время. Сила молодости, азарт созидания, вера в коллектив помогают им одолеть высоты и производственные и нравственные. Николай Рыбников и Инна Макарова работали увлеченно, самозабвенно и отлично справились со своими ролями. Я рад встрече с этими актерами.
После премьеры мы получили много писем от зрителей. Многие из них просили дать адреса новостроек, где нужны рабочие руки. Песня о монтажниках-высотниках стала очень популярной. Музыку для фильма написал малоизвестный тогда композитор Родион Щедрин. Оператором картины был Владимир Монахов — талантливый и бесстрашный человек. Я благодарен всем, кто участвовал в создании нашей картины.
И справка: фильм «Высота» был удостоен одной из главных премий X Международного фестиваля в Карловых Варах, Золотой медали Международного молодежного кинофестиваля в Москве 1957 года, особого приза и первой премии за комбинированные съемки на I Всесоюзном кинофестивале 1958 года.
Сегодня картину смотрит новое поколение. Ему предстоит брать свои высоты. Приятно сознавать, что и нынешним молодым людям пришелся по душе Николай Пасечник и его товарищи монтажники-высотники.