Александра Яковлева (Советский экран №1 1985 г.)

В одном из первых в ее жизни интервью на вопрос «В чем состоит главное условие успеха актера?» Александра Яковлева ответила:

— Надо работать с полной самоотдачей, жить фильмом, своей ролью — от начала и до конца съемок. В этом ключ к творческим находкам…

Принципу этому молодая актриса старается следовать в каждой новой своей работе. К примеру, во время недавних съемок фильма «Парашютисты», рассказывающего о мастерах удивительно красивого вида спорта, исполнители центральных ролей решили отказаться от помощи дублеров и освоить парашют сами. Прыгали все, включая режиссера. Но Александра Яковлева особенно отличилась – уже к середине съемок сдала норматив 1-го спортивного разряда. Всего на ее счету 110 прыжков…

Валя («У призраков в плену»)
Валя («У призраков в плену»)

Пожалуй, одно из основных качеств А. Яковлевой, которыми она щедро наделяет и своих героинь, —целеустремленность, независимость, нежелание идти на поводу у его величества Случая. Хотя именно со счастливого случая и началась ее работа в кино. Студентка 3-го курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии пробовалась на роль дочери Бузыкина, главного героя картины Г Данелия «Осенний марафон». Пробы были удачны, однако сыграть эту роль А. Яковлевой все-таки не довелось: во внешнем облике исполнительницы не было сходства с экранными «родителями» — Н Гундаревой и О. Басилашвили. Впрочем, знакомство молодой актрисы с Г. Данелия на этом не прервалось: в следующей его картине «Слезы капали», она сыграла небольшую, но важную для фильма роль Люси, невестки главного героя — скандальной обиженной на весь свет особы.

А первая неудача обернулась тогда неожиданным везением. Съемочная группа ленты «Экипаж» (режиссер А. Митта) искала срочную замену исполнительнице главной женской роли. Как вспоминает актриса, утром она была вызвана на студию для проб, а к вечеру уже утверждена. Ей, не имевшей никакого кинематографического опыта предстояло решить серьезные творческие задачи: на равных войти в актерский ансамбль вместе с опытными Г. Жженовым, Л. Филатовым, А. Васильевым, создать на несколько схематичном драматургическом материале убедительный, привлекательный образ бортпроводницы Тамары, вместе с другими членами экипажа авиалайнера мужественно, самоотверженно вступившей в схватку с разбушевавшейся стихией.

Следующей экранной ролью Александры Яковлевой стала Моника Твигг в телефильме «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Д. Б. Пристли. И снова — целое созвездие превосходных партнеров: Ю. Соломин, Е. Весник, А. Вокач, Э. Виторган, — ненавязчиво и дружески помогавших молодой исполнительнице во время работы. Уверенность в себе и энергичная напористость в достижении поставленных целей — вот, пожалуй, главная, определяющая черта характера ее героини, экзальтированной, нервической барышни, мечтавшей стать манекенщицей и выступать по телевидению. В последующих своих работах — лентах «Плывут моржи», «Пространство для маневра», «Молодые люди», «Восемь дней надежды» и других — Александра Яковлева стала разрабатывать в общем-то тот же тип женского характера. Однако социальная и нравственная суть ее экранных персонажей была, разумеется, всякий раз разной и точно соответствовала режиссерской и драматургической задачам.

Актриса, практически не меняя внешний облик, хорошо вписывается в ткань и «производственного» фильма, и приключенческой ленты «про шпионов», и сказки. Однако всмотритесь, как не схожи между собой рисунки ролей, скажем кассирши Валентины («У призраков в плену») и жены начальника погранзаставы Саши Астаховой («Приказано взять живым») или сразу двух героинь, сыгранных ею в телефильме по сценарию братьев Стругацких «Чародеи», — милой, доброй Аленушки и Аленушки заколдованной, превратившейся в жестокую, властную, эгоистичную Алену Игоревну. Нельзя, кстати, не заметить, что вторая ипостась образа удалась актрисе больше, обнаружив ее вкус к ролям острохарактерным.

Несколько особняком в творчестве А. Яковлевой стоит роль Таисьи, жены кормщика Ивана Рябова в телесериале «Россия молодая». До этого начинающей исполнительнице, как правило, приходилось играть персонажей, чей жизненный опыт значительно приближался к ее собственному. Здесь же ей впервые довелось прикоснуться к глубинам народного характера, прожить со своей героиней долгую, полную невзгод и лишений жизнь, показать силу и величие духа простой русской женщины, в чьей судьбе отразилась судьба народная…

… Приглашений сниматься становилось все больше, и совмещать съемки с работой в Ленинградском молодежном театре, куда она поступила после института, стало трудно, и Александра Яковлева сделала окончательный выбор: кинематограф.

— Для актера, работающего в кино, всегда важно не потерять форму, не расслабиться, сохранить предельную работоспособность даже в период «мертвого сезона», —говорит она. — Ни один из театров не помог бы мне в съемочной работе, как помогает студия киноактера, при киностудии «Ленфильм», в штат которой я зачислена.

Дебют в «Экипаже» принес А. Яковлевой известность. В ежегодном конкурсе журнала «Советский экран» она была названа тогда в числе десяти лучших актеров года. С тех пор она в «поле зрения» и режиссеров, и критики. А главное, зрителей.

Ю. ПАВЛОВ

 

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.