Божественная Анна (Советский экран №16 1982 г.)

идут съемки

Интерес к новой постановке Э. Лотяну велик — в съемочную группу «Божественной Анны» с предложениями помощи обращаются многие любители и знатоки балета, почитатели таланта Анны Павловой, которой посвящен фильм.

В небольшой комнате киногруппы, заполненной фотостендами, плакатами, живописными эскизами интерьеров и пейзажей, можно познакомиться с историей замысла фильма. Лотяну достает с полки, уставленной книгами и альбомами по истории балета, небольшого формата скромное издание. «Анна Павлова» Веры Красовской. Эта маленькая книжка, семнадцать лет тому назад подаренная начинающему тогда кинорежиссеру, открыла для него огромный новый мир.

— Молодым режиссерам часто снятся их будущие фильмы, — рассказывает Эмиль Лотяну. — После того как я прочел книгу Красовской, моим любимым сном стала Анна Павлова. Со страниц встал образ женщины, наделенной неистовым даром. Она жила для танца, языком танца говорила она со всем миром. Со сцен лучших театров и на импровизированных подмостках, на улицах и площадях одаривала она людей радостным волнением… Казавшаяся недоступной мечта жила во мне все это время. Лишь два года тому назад начала она обретать реальные очертания, и тогда я принялся писать сценарий об Анне Павловой.

Дягилев (Всеволод Ларионов)
Дягилев (Всеволод Ларионов)

В содружестве с операторами Евгением Гуслинским и Сергеем Вронским, а также художником Борисом Бланком мы пытаемся воссоздать на экране творческую лабораторию выдающейся балерины, пробуем передать в ее образе сочетание мятежной души и таланта подлинного мастера хореографии, стараемся прикоснуться к ее человеческой сущности. Это — нелегкое дело, ибо всех, знавших Павлову, поражало в ней калейдоскопическое разнообразие настроений, поведения, проявлений души, способность одновременно пребывать словно в десяти состояниях Молчаливая и легко ранимая, недоступная и ищущая ласки и понимания, она любила одиночество. Я не склонен усматривать в этом эгоистическое начало, напротив, считаю Анну Павлову великой альтруисткой. Она была затворницей ради искусства, иначе, наверное, невозможно собрать, аккумулировать в себе ту огромную душевную энергию, какую Анна Павлова излучала со сцены.

С самого начала мы решили, что актерам, занятым в нашей картине необходимо быть детьми двух дарований — танцевального и драматического искусства. В поисках исполнителей мы побывали едва ли не во всех театрах страны, имеющих балетные труппы, провели сложный отбор. И если до сих пор моим главным советчиком в кино была интуиция, то теперь я приходил на каждую пробу со странным для меня желанием не поддаваться первому впечатлению, внезапному обаянию, удачному проявлению мастерства. Хотелось найти таких актеров, которые способны были бы полностью слиться с образами. В конце концов было решено, что в роли Анны Павловой выступит Галина Беляева. Сквозь десятилетия — от 17 до 49 лет — она пройдет по немыслимым тропам судьбы своей героини, владевшей великой тайной танца.

Анна Павлова (Г. Беляева) с матерью (С. Тома)
Анна Павлова (Г. Беляева) с матерью (С. Тома)

В нашей картине немало и других примечательных судеб. Михаил Фокин, глава школы нового балета (Сергей Шакуров), тысячеликий Дягилев (Всеволод Ларионов), прославленный Мариус Петипа (известный балетмейстер и педагог, профессор Петр Андреевич Гусев), нежный Волинин (народный артист Эстонской ССР Тийт Хярм), Мордкин (Григорий Григориу), бурный, искрометный Чекетти (писатель Георгий Димитриу), сложный, трвгический Нижинский (солист Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Михаил Крапивин). В роли матери Анны Павловой снимается Светлана Тома. В фильме принимают участие Леонид Марков, Анатолий Ромашин, Игорь Дмитриев. Для участия в съемках «Божественной Анны» приглашены и зарубежные актеры — Джеймс Фокс (Дандре), Джон Моррей (Сол Юрок), Жак Де Бори (Сен-Санс), а также американский кинорежиссер Мартин Скорсезе (Гатти-Казацца).

Наша картина — совместная работа кинематографистов «Мосфильма» и Великобритании.

За два года предварительной работы нам удалось собрать множество сведений об Анне Павловой, изучить книги, письма, фотографии. И мы стараемся оставаться приверженцами документального материала. Однако строгих ревнителей истории балета я хотел бы предупредить: мы не экранизируем балетную энциклопедию, но пытаемся рассказать об уникальном жизненном опыте маленькой хрупкой женщины, которой удалось стать символом животворного искусства.

… Идет съемка. В кадре — Галина Беляева (Павлова), Михаил Крапивин (Нижинский), Марина Нудьга (балерина из труппы Павловой). Вниманию исполнителей впервые предлагается музыка, специально написанная Евгением Догой, камера фиксирует актерские импровизации, навеянные музыкальными образами… Звучит мелодия. С каждым новым аккордом нарастает темперамент танца. Начинается кинопутешествие в мир Анны Павловой, «божественной» Анны.

А. КАГАРЛИЦКАЯ
Фото И. Гневашева.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.