В программу Недели фильмов Сирийской Арабской Республики, которая прошла в Москве и Баку, были включены художественные и документальные ленты последних лет.
Неделя открылась демонстрацией картины режиссера Билаль Сабуни «Крепость», рассказывающей о борьбе сирийского народа за национальную независимость в начале 50-х годов. Лента повествует о судьбе человека, избравшего путь борьбы во имя свободы родины. Авторы внимательно исследуют истоки классовых битв, стремятся отразить процессы рождения нового. Фильм «Крепость» отличают образность киноязыка, эмоциональность, в нем убедительно сопоставлены картины сравнительно недавнего прошлого с эпизодами строительства мирной жизни
Злободневная остросоциальная тема поднята в картине режиссера Мухамеда Шахина «Волчье логово». Создатели ее разоблачают махинации крупных дельцов торгующих земельными участками.
Особо хочется подчеркнуть целенаправленно разрабатываемую сирийским кинематографом тему борьбы против израильских агрессоров и позорной кэмп-дэвидской сделки. «Герои рождаются дважды» (режиссер Салах Дехни) и «Красный, белый, черный» (режиссер Башир Сафах). Герои лент — палестинские подростки. Суровая документальная стилистика, в которой решены эти игровые картины, подсказана авторам действительными событиями. Своими фильмами прогрессивные сирийские кинематографисты доказывают, что кинокамера — действенное оружие в защите светлых чаяний и стремлений арабского народа.
Документальные ленты «Дети свидетельствуют», «Дамасская свадьба», «Сирия — 6000 лет цивилизации» посвящены прошлому и настоящему сирийцев. На экране зарисовки быта, природа, обряды, обычаи, национальное искусство.
— Минувший год можно с полным основанием назвать самым плодотворным в области сирийско-светского кинематографического обмена, — сказала руководитель делегации, директор отдела планирования и обучения Сирийского национального центра кино Висаль Фахра. — Высокий художественный уровень советских фильмов, постоянные встречи с советскими актерами и режиссерами способствуют тому, что кино СССР заняло центральное место на сирийских экранах. Большим успехом пользовались «Панорама советского кино за 60 лет», традиционные фестивали, ретроспективный показ работ лучших советских режиссеров. Наши зрители хорошо помнят ленты «Александр Невский», «Петр I», «Сорок первый»; тепло встретили они и недавние произведения: «Романс о влюбленных», «Белый пароход», «Неоконченная пьеса для механического пианино». Неоднократно по телевидению демонстрировался фильм «Семнадцать мгновений весны». Ежегодно около двадцати новых советских лент выходят на наши экраны. Сейчас ведутся переговоры по созданию первого совместного фильма.
Профессиональное киноискусство в Сирии существует сравнительно недавно, с 1964 года. Производство фильмов у нас пока невелико: четыре — шесть полнометражных и около тридцати короткометражных картин в год. Одна из главных задач, стоящих перед нашими режиссерами, — создание фильмов, которые учат массы, воспитывают их, правдиво рассказывают о жизни народа. Советский Союз — наш великий и верный друг. У нас пока нет своей национальной киношколы. Наша молодежь проходит подготовку во ВГИКе.
Сирия — постоянный участник Международного фестиваля стран Азии Африки и Латинской Америки в Ташкенте. Глубоко закономерно, что этот форум под благородным девизом «За мир, социальный прогресс и свободу народов!» проводится в стране, которая идет в авангарде борьбы за мир и счастье на земле. Принимать участие в Ташкентском смотре — большая честь для всех прогрессивных деятелей кино, которым небезразличны судьбы мира.
А. ЛЕБЕДЕВ