Владимир ВОЛЬ
Человек взял в руки кинокамеру… На что он направит ее? На то, что интересует его больше всего. Запечатлит первое катание с горки своего малыша, снимет в Подмосковье «багрец и золото» на память о путешествии или гимнастические состязания заводских спортсменов…
Ну, а если камеру в руки берет ученый? И главный предмет его интересов — звездное небо? Тогда на малом квадрате любительского экрана, потеснив ребячьи мордашки и туристскую экзотику, разворачиваются события невиданные — рождаются и умирают галактики!
… Мимо туманной галактики пролетает потухшая звезда — квазар — и, захватив часть вещества, увлекает его за собой. Постепенно из скопления газа и звезд рождается новая галактика. Вы видите то, чего в самом деле не дано увидеть ни одному человеку. По простой причине: развитие звездных систем — это процесс, измеряемый миллиардами лет! То, что происходит на экране в одну секунду, в реальности продолжается 10—15 миллионов лет! Математическую модель процессов, идущих во Вселенной, создали ученые Института прикладной математики Т. Энеев, М. Козлов, Р. Слюняев с помощью современных компьютеров. Специальное устройство при ЭВМ — дисплей — преобразовывало числа и формулы в графические образы, а с экрана дисплея все превращения модели снимались кинокамерой «Красногорск». Это был эксперимент и с точки зрения научного метода и с точки зрения кино. Лишь просмотрев пленку, ученые поняли поведение своих «героев» — галактик — во всех деталях.
Вот что рассказали исследователи:
— Обычно результаты математического эксперимента — это бесконечные ленты с числами. И совсем иное дело, когда видишь модель в движении на экране. Конечно, и по числам можно понять суть происходящего, но с помощью фильма как бы глубже проникаешь в процесс, видишь детали, которые из обычного цифрового материала извлечь трудно.
Мысль работает быстрей, легче, веселее, что ли. Кадры из фильма «Эволюция галактик» мы сравнили с фотографиями галактик. Они весьма похожи. Разумеется, внешнее сходство еще не означает, что нам удалось полностью понять, как формируются галактики, но такие сравнения дают многое.
— Где вы используете любительскую кинокамеру?
С этим вопросом мы обратились и ученым самых разных специальностей.
— Кино помогает нам исследовать ритмы живой клетки на одном из видов грибка, — рассказал биофизик А. Савельев.— Грибок разрастается кольцами, и картина эта на экране напоминает рост годичных колец дерева. Кинонаблюдение за неделю-другую дает таной детальный материал, который раньше надо было собирать годами. Когда я впервые просмотрел киноматериал в лаборатории, то пришел в восторг. И сейчас любительская камера — верный спутник наших экспериментов.
Прошлым летом во время полета кораблей «Союз» — «Аполлон» чашки с грибком отправились в космическое путешествие. Там прирост колец фиксировался фотоаппаратами, и таким образом мы получили наглядные кадры для сопоставления ритмов жизни клетки на Земле и в космосе.
— У всех моих кинолент, — говорит психолог В. Забелин, — один и тот же сюжет — урок учителя-практиканта. Любой человек, оказавшись в напряженной ситуации дебюта, испытывает большую нагрузку, ему трудно разобраться в правильности своих действий. И мы предлагаем молодому учителю киноленту. Посмотри на себя со стороны, вглядись в поведение ребят. Пленка подробно зафиксировала события, и с ее помощью урок можно проанализировать во всех подробностях. Такие фильмы — отличная помощь и педагогам и нам, психологам, внедряющим новые, эффективные методы преподавания.
— Область моих интересов, — рассказывает зоопсихолог Е. Панов, — социальное поведение птиц в стае. Часами сидишь, замаскировавшись, и ждешь… Как только какая-нибудь стайка появляется в поле зрения, в двенадцатикратный бинокль ведешь наблюдения. В стае много птиц, взаимоотношения их сложные, глазом всего не охватишь. В сущности, все поведение животных — непрерывное движение. Описывать его в дневнике бесполезно, не успеешь записать и десятой доли. Сейчас зоологи стали наговаривать на магнитофон, ведут, так сказать, репортаж с места событий для самих себя. Но лучший метод — кино. Я недавно начал снимать любительской камерой «Супер-8», и даже первые результаты превзошли мои ожидания. Наш глаз — инструмент уникальный, но он субъективен… Наблюдаешь, к примеру, пару птиц в момент ухаживания. Кажется, запомнил все позы, движения. На глаз был уверен, что все это длилось минуту-две, не меньше. Посмотрел на экране — несколько секунд!
Фильмы, снятые учеными, — явление чрезвычайно интересное. Но невольно закрадывается сомнение: а имеют ли они отношение к любительскому кинематографу? Ведь сам факт использования камеры еще не определяет принадлежность к кино. Возможно, эти ленты — сфера прикладная. Конечно, многие из подобных киноработ заканчивают жизнь в архивах рядом с папками научных отчетов. Но далеко не все.
… Тысячи студентов-географов МГУ с увлечением смотрят фильмы, снятые профессором К. Ивановым во время многочисленных путешествий по земному шару. Кинокурс, созданный доцентом В. Славяновым, помогает освоить материал слушателям горного факультета во Всесоюзном заочном политехническом институте… Уже упомянутая нами «Эволюция галактик» десятки раз демонстрировалась на научных конференциях и симпозиумах. И всякий раз аудитория смотрела фильм не только с интересом, но и с удовольствием. С удовольствием. Совершенно новый критерий оценки. И он заставляет задуматься: не являемся ли мы свидетелями возникновения любительского научно-популярного кино?..
На пути от лаборатории к зрительской аудитории рабочий киноматериал претерпевает весьма примечательные изменения. Лента должна быть не только предельно ясной в толковании научных идей, но выразительной по форме. Авторы «Эволюции галактик» по нескольку раз переснимали отдельные эпизоды движения звезд, добиваясь лаконичности и зрелищности, а точный монтаж кадров передал динамику «вселенских событий». Художественный вкус, чувство композиции ощущаются во многих эпизодах фильма. Не случайно значительный фрагмент из «Эволюции галактик» прямой цитатой вошел в научно-популярный фильм «Компьютер и загадка Леонардо» и стал в этой картине, отмеченной призами, одним из самых ярких эпизодов.
Тысячи любительских камер помогают глубже проникнуть в суть явлений. Кино не просто фиксирует неповторимое мгновение, но, запечатлев, дает возможность как бы вернуть его, разглядеть, изучить во всех подробностях. Ученому уже не достаточно прежнего «Остановись, мгновение!». Его стремление: «Мгновение, повторись! Повторись и дай тебя понять! Понять и твои законы, и то прекрасное, что заключено в тебе…»