Толомуш ОКЕЕВ,
Народный артист Киргизской ССР
Десять лет в развитии такого динамичного искусства, как кинематограф — срок немалый. Созданы сотни и сотни фильмов, открыты десятки новых талантливых имен.
Когда перечитываешь строки постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», которое дало трезвую, проницательную и нелицеприятную оценку нашего сложного кинематографического хозяйства, то убеждаешься что многие партийные требования с успехом выполнены. Этот документ не утратил своего значения в наши дни. Все сформулированные в нем мысли и пожелания звучат по-прежнему современно.
В год, когда наша страна готовится отметить 60-лвтие образования СССР, по-сегодняшнему свежо звучат слова постановления о том, что «средствами кино необходимо раскрывать сущность и смысл ленинской национальной политики, показывать расцвет и сближение советских наций и народностей, их успехи в экономическом, социальном и культурном развитии».
За эти годы я побывал во многих странах. Разумеется, это были не туристские поездки. Зачастую приходилось вступать в напряженные споры и дискуссии, в идейные столкновения, потому что главной задачей была пропаганда нашего советского образа жизни, социалистического национального искусства. И в этой пропагандистской работе фильмы были нашими крыльями. Люди, казалось бы далекие от наших идей, не могли не аплодировать лучшим советским фильмам, в том числе и поставленным на Киргизской киностудии, неразрывно связанным с этими идеями. И поражались, что народ, который еще совсем недавно в обозримом историческом прошлом, не имел своей письменности, сегодня располагает своей национальной кинематографией. Кинематографией, получившей признание далеко за пределами нашей Советской Родины, увенчанной всесоюзными и международными призами и наградами.
Лучшие из фильмов Киргизии — свидетельства достижений нашей республики, социалистического интернационализма, братской взаимной помощи народов великой Страны Советов.
Создав общество развитого социализма, мы должны постоянно и остро размышлять о том, что воспитательным процессам необходимы реальные результаты. За все это, особенно за воспитание молодежи, мы в ответе.
Школа, родители, среда… Но мы, художники, —это и нравственная школа, и духовные родители, и среда — та гражданская среда нетерпимости ко всему отрицательному, мешающему нашему движению вперед, которую мы создаем в обществе своими произведениями.
Воспитывать у зрителей заинтересованное, ответственное отношение к жизни, к своему вкладу в дела и свершения общества развитого социализма — это, на мой взгляд, главное.
Мы должны воспеть обновление жизни, преисполниться взлетом поэтического духа, чтобы ярко и достойно отобразить советского человека в его великой созидательной деятельности.