Увлечь нравственным примером (Советский экран №16 1982 г.)

Владимир ФОКИН,
Лауреат премии Ленинского комсомола.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», десятилетие которого отмечается в эти дни, было опубликовано, когда о профессиональной работе в кино я еще только мечтал. Я был еще инженером, но воспринял этот документ с горячей заинтересованностью в успешном и всестороннем развитии любимого искусства. Но это был скорее взгляд наблюдателя и зрителя. И лишь спустя годы, окончив ВГИК, я начал осознавать всю поистине глубочайшую значимость этого партийного документа для судеб советского кино, теперь уже как человек, профессионально причастный к кинематографу, а значит, и к осуществлению задач, обозначенных в постановлении.

Теперь, когда за плечами у меня работа над фильмами «Сыщик» и «Александр маленький», когда сделаны первые самостоятельные шаги, могу сказать, как важны для начинающего кинематографиста чуткое, внимательное отношение к его работе, поддержка старших товарищей, помощь государственных и общественных организаций. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» предусматривалось «улучшение учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях кинематографии», прозвучал призыв «улучшить воспитание творческих кадров, способствовать повышению у них чувства ответственности за свой труд». Эти строки стали как бы основой другого партийного документа — постановления «О работе с творческой молодежью», которое благотворно повлияло на судьбы многих моих сверстников и коллег и на мою собственную.

Кино — мощное орудие нравственного, духовного воздействия и пользоваться им следует умело. Тем более, если учесть, что основной наш зритель — молодежь. В последнее время проблемы воспитания стали центром общественного внимания — так, недавно было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков».

Я далек от мысли, что искусство способно в мгновение ока круто изменить психологию и мировоззрение человека. Но — в чем я убежден совершенно — пусть медленно, по крупицам, но неуклонно оно оказывает необратимое воздействие на духовный строй человека. Важны отбор и точная направленность этого воздействия.

Работая над «Сыщиком» и «Александром маленьким», я очень старался уйти от дидактики. Хотелось, чтобы зрители поверили в героев, «примерили на себя» ситуации, в которые попадают Кулик (в «Сыщике») или группа капитана Цветова (в «Александре меленьком»), хотелось увлечь нравственным примером этих людей. И если это произошло, если герои моих картин полюбились зрителям, буду считать, что главная моя цель достигнута.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.