Шаг навстречу (Советский экран №16 1982 г.)

Камара КАМАЛОВА.
Режиссер,
заслуженный деятель искусств Узбекской ССР,
лауреат премии Ленинского комсомола.

Недавно в Ташкенте завершил работу VII Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. Встречи и беседы с зарубежными коллегами еще раз доказали, сколь высок международный авторитет советского киноискусства.

Мне как режиссеру, работающему в кинематографе для детей и подростков, особенно радостно было сознавать, каким большим уважением и широкой популярностью пользуются за рубежом наши фильмы, адресованные юным. Хорошо известно, что нигде в мире не создается столько картин для подрастающего поколения, сколько в СССР, что нет другой такой страны, где бы развитие детского и юношеского кино возводилось в ранг общегосударственного дела. Яркое свидетельство тому — постановление ЦК КПСС «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков». Этот исторический документ воспринимается всеми нами как новый значительный импульс к творчеству.

Мастерами узбекского кино накоплен немалый опыт в создании фильмов для ребят. Зрителям наверняка знакомы такие ленты, как «Пахта-ой» К. Ярматова и «Ташкент — город хлебный» Ш. Аббасова «Канатоходцы», Р. Батырова и «Случай в пустыне» Р. Сабитова, «Поклонник» А. Хамраева и «Семург» X. Файзиева, «Свидание» Э. Ишмухамедова и «Приключения Али-бабы и сорока разбойников» Л. Файзиева (вместе с индийским режиссером У. Меера). Знаменательно, что конкурсная программа нынешнего Ташкентского фестиваля открывалась фильмом режиссера Д. Салимова «Ленинградцы — дети мои», также обращенным к подрастающему поколению.

Эти и многие другие картины при всем разнообразии жанров, тематики и стилевых манер объединены, как мне кажется, главным — той высокой мерой ответственности, доверия и искренности, с какой авторы стараются вести разговор с юным зрителем.
Довольно часто дискуссии о детском кино сводятся к спору о жанрах. Безусловно, это один из существенных компонентов зрительского успеха ленты. Но, думается, не в одном жанре дело. Детвора с удовольствием смотрит не только приключенческие или фантастические картины, но и сказки, мюзиклы, драмы. Если пытаться определить главное — дело прежде всего в герое. Будь то сверстник, с которым зрители чувствуют себя на равных, или взрослый, чьи благородные помыслы и дела вызывают у юных желание подражать. В создании полнокровных, глубоких интересных образов героев, способных увлечь малышей и подростков мне видится цель и смысл нашей работы.

И в этой связи не могу не сказать об одной из самых острых проблем современного детского кино — сценарной. Многие наши беды — приблизительность решений, однообразие сюжетных построений, вторичность и невыразительность персонажей — от все еще недостаточно высокого уровня драматургической основы фильма. Уверена, что от решения этой проблемы — а именно на это и нацеливает всех нас постановление ЦК КПСС — во многом будет зависеть состояние дел в киноискусстве для детей и подростков, его активность и действенность.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.