Незвезда Когда-то они были популярными

Новая точка отсчета (Советский экран №16 1982 г.)

Сергей БОНДАРЧУК.
Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.

Десятилетие, истекшее со времени принятия постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» для всех нас, кинематографистов, было периодом напряженных поисков наиболее успешного решения выдвинутых партией задач

Мы с гордостью говорим сегодня о том, что кино реально участвует в формировании нового человека, способствует утверждению высоких нравственных принципов, а значит, в его возможностях — делать людей добрее, лучше, возвышать их чувства, подвигать их на благородные поступки. Когда задумываешься об этом, особенно остро осознаешь всю меру ответственности художника перед партией, перед народом за свое дело, за свою авторскую позицию.

Истекшее десятилетие было для меня счастливым временем. Я много и с увлечением работал. Не мне судить о результатах — наивысшую радость я находил в самом труде. Я попытался рассказать про это в вышедшей недавно книге «Желание чуда».

В фильме Ю. Солнцевой «Такие высокие горы» я играл нашего современника, сельского учителя Ивана Николаевича Степанова. Персонаж этот вымышленный, однако в нем мне хотелось воплотить черты людей конкретных — выдающегося педагога В. А. Сухомлинского и любимого мною А. П. Довженко, передать тот светлый талант человечности который они щедро излучали. Снялся я в двух картинах И. Таланкина — «Выбор цели»- и «Отец Сергий». В первой сыграл ответственнейшую роль академики И. В. Курчатова, великого ученого нашего времени, подлинного патриота. Воплощая образ отца Сергия, я вновь — после дорогой для меня экранизации «Воины и мира» —дышал воздухом Толстого, вновь одержим был стремлением приобщиться сам и приобщить зрителя к волновавшим писателя исканиям нравственного идеала. Участие в фильме Б. Метальникова «Молчание доктора Ивенса» было поводом на материале космической фантастики поразмышлять об ответственности человека за судьбы нашей цивилизации.

В 1975 году — году тридцатилетия Великой Победы — вышла поставленная мною картина «Они сражались за Родину». Замечательный роман Михаила Шолохова позволил восславить на экране главного труженика войны — солдата. В фильме показаны горькие дни отступление летом сорок второго. Но в каждой сцене, в каждом эпизоде я вел рассказ о народе спасшем мир от фашизма.

Осуществление моей давней и заветной мечты — постановка чеховской «Степи». Уверен, что воплощенные в повести размышления о смысле бытия, о высшем предназначении человека, растворенная в ней вера в людей, в то, что они заслуживают счастья, и сегодня не может не найти отзвука в сердцах. И в том и в другом фильме я участвовал как актер. В «Они сражались за Родину» играл Ивана Звягинцева, колхозника-комбайнера, который в грозный военный час стал солдатом. В «Степи» исполнил небольшую, но глубоко драматичную роль возчика Емельяна. Что общего в этих двух моих героях? Казалось бы, решительно ничего, незачем и искать. И все же… И все же есть в них общее — неуспокоенность души, присущая людям, руководствующимся возвышенной идеей, не смиряющимся перед обстоятельствами, умеющим противопоставить им силу духа. Думаю, что именно здесь заключена одна из тем, которые неизменно волнуют меня и так или иначе находят выражение во всем что мне приходилось делать. Сейчас я закончил первую часть дилогии «Красные колокола» — фильм «Мексика в огне». В основе дилогии — книги американского публициста Джона Рида, сумевшего правдиво, талантливо и страстно рассказать о двух революциях — мексиканской и нашей, Великой Октябрьской. Первая картина широко и с успехом демонстрировалась на экранах Мексики, она была показана на международных фестивалях в Ташкенте и Карловых Варах. Премьера второго фильма— «Я видел рождение нового мира» — приурочена к 65-летию Октября и 60-летию образования СССР.

«Красные колокола» — на сегодня главная моя работа В центре ее — самое важное событие XX века — Великая Октябрьская социалистическая революция. Герой картины — народ. Могу с уверенностью сказать, что я шел к этой теме всю жизнь. Народное начало воодушевляло меня в творчестве Толстого, Чехова. Шолохова, я искал его в любом историческом или современном материале, за который брался. В нем высший критерий творчества. Последняя моя картина проникнута стремлением осмыслить роль народных масс в истории в свете ленинского учения.

Чем станет для меня этот фильм? Суммированием накопленного опыта, итогом многолетних поисков и раздумий? Наверное, да. Но я надеюсь, что он окажется и выходом на новые творческие рубежи, послужит новой точкой отсчета.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.