Олег родился в 1935-ом году в Саратове в семье врачей. Брак родителей не выдержал испытания войной. На фронте отец встретил другую женщину и, по возвращении, развелся с женой. Отсутствие твёрдого мужского воспитания едва не довело подростка до беды — он связался с уличной шпаной. К счастью, матери вовремя об этом сообщили. Она знала, что сын интересуется театром, поэтому отвела Олега в драмкружок при Доме пионеров. Уже через несколько месяцев он играл ведущие роли, и к выпускному классу стал школьной знаменитостью. Табаков поверил в свои силы и определился с выбором профессии.
В 1953-ем году юноша с первой попытки прошел конкурс сразу в два престижных московских ВУЗа: в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ. Он предпочел Школу и попал в мастерскую народного артиста СССР Василия Топоркова. Однокурсниками Олега были такие будущие звезды как Валентин Гафт, Евгений Урбанский и Майя Менглет. После получения диплома его распределили в драмтеатр имени Станиславского, но начинающий актер избрал другой путь.
Задолго до завершения учебы, Табаков примкнул к группе студентов и выпускников Школы-студии, решивших создать свой театр в традициях Станиславского. Под руководством Олега Ефремова, они основали «Студию молодых актеров». В 1956 году труппа была собрана, и новый творческий коллектив начал выступать на разных сценических площадках. Чиновники долго игнорировали студийцев, хотя уже первые их постановки («Вечно живые», «В поисках радости» и т.д.) имели большой успех у зрителей. Только через пять лет актерам выделили собственное здание на площади Маяковского, а статус театра, названного «Современником», студии присвоили спустя еще три года.
Театральная карьера Табакова развивалась успешно. Он играл преимущественно главные роли широкого диапазона — от пламенного большевика до несчастного гея («Баллада о невеселом кабачке»).
Так продолжалось до конца 60-х, а потом его отношения с Ефремовым разладились. Возможно, худрук почувствовал, что Олег ушел из под его влияния. На тот момент Табаков был известным актером, сложившейся личностью и перестал воспринимать все, что говорил режиссер как бесспорную истину. Однако открытый конфликт между ними произойдет позже. Два года Табаков не получал новых ролей и собирался покинуть «Современник», но случилось так, что Ефремов его опередил.
В 1970-м году Олег Николаевич принял предложение возглавить МХАТ. После его ухода, «Современником» некоторое время руководила коллегия в составе: Табакова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Игоря Кваши и Андрея Мягкова. Однажды бывший худрук явился к ним на собрание и сказал: «Вы тут беседуете, а вот Лелик (так Табакова называли свои) уже дал согласие, чтобы сесть на мое место — главного режиссера» (до него дошли такие слухи). Все были возмущены, особенно Лелик, не замышлявший ничего подобного. Он потащил клеветника в горком, где и подтвердил свою невиновность. Несколько лет они даже не здоровались, хотя совместно снимались в картине «Случай с Полыниным». В конце концов Ефремов извинился перед Табаковым, и мир был восстановлен.
В том же 1970-ом году, должность худрука в «Современнике» заняла Галина Волчек, а Табаков — пост директора. Он одновременно выполнял обязанности администратора, играл на сцене, снимался в кино, работал на радио и озвучивал фильмы и мультфильмы (кот Матроскин принес актеру не меньшую славу, чем его лучшие роли в кино и в театре). В дополнение ко всему, в 1973-ем году Олег занялся педагогической деятельностью.
Сначала он с компанией единомышленников организовал театральную студию, где ребят-старшеклассников обучали по вузовской программе. Потом, уже на базе ГИТИСа, набрал курс, основу которого составили самые талантливые из его воспитанников. В 1977-м году Табакову удалось «выбить» заброшенный подвал в жилом доме на улице Чаплыгина, где когда-то располагался угольный склад.
Собственными силами Олег и его студенты расчистили помещение от хлама и отремонтировали (за счет личных средств Табакова) под студию. В следующем году они впервые выступили перед публикой со спектаклем «С весной я вернусь к тебе». Молодые артисты быстро прославились, собирали полные залы, однако в 1980-м году власти запретили им играть, а Табакова отстранили на год от преподавательской работы. Причиной послужила «вредная идеология» спектаклей. Олег долго сражался за свое детище, но чиновники победили. Он пристроил учеников в разные театры и набрал второй актерский курс.
В 1986-ом году запрет был снят. Официально родился Театр-студия под управлением Олега Табакова, который народ прозвал «Табакеркой». Большую часть труппы составили его выпускники. Администрация пообещала Табакову построить новую сцену, но из-за тяжелой экономической ситуации в стране, строительство растянулось на 20 лет. В 2016-ом году состоялось торжественное открытие театра на Малой Сухаревской площади. «Только те, кто из коммуналки переехал в просторную квартиру, смогут понять наши чувства» — прокомментировал великое событие Олег Павлович. Он возглавлял «Табакерку» до конца своих дней.
А с «Современником» Табаков вынужден был распрощаться после одной некрасивой истории. Он уже уволился с поста директора, но оставался в театре на «разовых» ролях. В 1983-ем году актер тяжело заболел. Банальная простуда переросла в пневмонию, а затем в астму. Когда здоровье пошло на поправку, он сразу позвонил в театр и узнал, что все его роли розданы коллегам. «Многое можно вынести, но когда вот так, за твоей спиной показывают, что вполне обойдутся без тебя — это пережить невозможно» — сказал Олег в одном интервью. Он перешел во МХАТ к Ефремову, который давно его приглашал.
О работе Олега Табакова во МХАТе читайте в продолжении.