Детство
Настя родилась в Москве, в семье великого русского эстрадного артиста Александра Вертинского. Ее родители познакомились в эмиграции, в Шанхае. 17-тилетняя Лидия Циргвава пришла с подругой в кабаре на концерт знаменитого певца. Александр Николаевич, будучи большим ценителем женской красоты, сразу заметил Лиду и после выступления подсел к ним за столик. Так начался роман 51-летнего Вертинского и прелестной юной грузинки.
Мать-староверка не соглашалась на их брак. Ее пугала не разница в возрасте, а многочисленные поклонницы жениха и то, что он работает в «кабаке». Устав от скандалов, девушка просто сбежала к Александру. У матери не осталось иного выбора — она дала влюбленным свое благословение. Их старшая дочь — Марианна появилась на свет в Китае, а Настя — уже после возвращения родителей на родину, в 1944-м году.
Вертинский очень много гастролировал, чтобы достойно содержать семейство (включая тещу, которая жила с ними). Он не хотел, чтобы жена пошла на службу, но понимал, что ей необходимо получить профессию. (Лида окончила Художественный институт и впоследствии работала художницей на полиграфическом комбинате). У девочек были бонны, обучавшие их хорошим манерам и иностранным языкам. Обычную школу Марианна и Настя тоже посещали, однако учились весьма посредственно. «Все в меня!» — гордо говорил артист.
Кинематограф
Счастливое детство прервала смерть отца. Насте исполнилось 12 лет, сестра была двумя годами старше. Молодая вдова едва сводила концы с концами, продавая свои пейзажи и эстампы. Еще при жизни мужа Лидия начала сниматься в кино, но ее экзотическая внешность не нашла применения в советском кинематографе. Самую запоминающуюся роль она сыграла в сказке «Королевство кривых зеркал» (Анидаг).
Настя попала в кино благодаря знакомству матери с режиссером Александром Птушко. Он искал актрису на главную роль Ассоль в свою картину «Алые паруса» и попросил Лидию привести на пробы «кого-нибудь из дочерей». Она привела Настю и худсовет ее утвердил. После выхода фильма на экран, 17-летняя дебютантка проснулась знаменитой. В том же году она снялась в фантастической мелодраме «Человек-амфибия», где исполнила вторую звездную роль — Гуттиэре.
Однако вместо эйфории, Вертинская испытывала совсем другие эмоции. Так называемые «поклонники» ежедневно превращали ее жизнь в ад. В любое время дня и ночи они звонили в дверь ее квартиры, подкарауливали девушку на улице, одолевая дикими предложениями. У Анастасии развилась боязнь публичных мест, которую она так и не смогла преодолеть.
В 1963-м году актриса поступила в «Щуку». Окончив училище, работала в «Современнике», затем во МХАТе. На ее счету много центральных ролей в классических и современных постановках. В кинематографе Вертинская прославилась в образах Офелии в «Гамлете», Лизы Болконской в «Войне и мире», Моны в «Безымянной звезде», Джеммы в «Оводе» и во многих других ролях.
В 1989-м году актриса ушла из театра и в течение ряда лет, вместе с Александром Калягиным преподавала актерское мастерство за границей. Чуть позже она покинула кинематограф, объясняя это тем, что играть «маму киллера» ей неинтересно. С начала 90-х и по настоящее время Анастасия Александровна возглавляет Благотворительный фонд актеров, который оказывает помощь нуждающимся ветеранам театра и кино. В последние годы она занималась наследием отца — выпустила на дисках его песни и переиздала сборники стихов.
Личная жизнь Анастасии Вертинской
Красавица Вертинская дважды состояла в браке. В первый раз она вышла замуж за однокурсника по «Щуке» Никиту Михалкова. Как и Настя, он уже прославился в кино (в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве»). Никита был страстно влюблен в Вертинскую, но не решался за ней ухаживать: расположения «Ассоль» добивались толпы поклонников. Девушка сама проявила инициативу.
До рождения сына Степана, пара жила искусством и любовью, не задумываясь о быте. А потом Михалков решил, что Настя должна отказаться от карьеры и стать образцовой матерью и женой. Вертинскую категорически не устраивала роль «верной подруги гения» — у нее были собственные творческие амбиции. Через три года их брак распался. Оба тяжело пережили разрыв, но сохранили дружеские отношения.
Следующим официальным мужем актрисы около двух лет был известный певец Александр Градский. Роман между ними разгорелся в Крыму (Градский выступал с концертом под Алуштой, а Вертинская там отдыхала). Вспоминать этот отрезок жизни Анастасия не любит, хотя об экс-супруге всегда высказывается очень тактично. Градский же в одном из своих интервью так прокомментировал их брак: «Вертинская меня сама подобрала. Мне от нее нужен был роман минут на десять».
Больше Анастасия в ЗАГС не ходила. Около 20 лет ее связывали романтические отношения с Олегом Ефремовым. Он был для Вертинской Учителем, возлюбленным и другом, понимал с полуслова и не требовал «борщей». Вот только замуж не звал, потому что был женат на актрисе Алле Покровской. Потом, разведясь с женой, мэтр сделал ей предложение, но поезд уже ушел — чувства Анастасии остыли. К тому же Олег Николаевич все чаще начал выпивать.
Следующий громкий роман случился у Вертинской с Михаилом Козаковым. Он пытался ухаживать за юной Настей еще на съемках «Человека-амфибии». В то время актер не произвел на нее впечатления. Спустя 17 лет, когда Анастасия снималась в его картине «Безымянная звезда», Козаков взял реванш. Их связь была бурной, но скоротечной.
Вертинская много лет живет одна, тем не менее одинокой себя не чувствует. Она поняла, что не испытывает желания жить с мужчиной под одной крышей, подстраиваться под чьи-то привычки и ограничивать свою свободу. У нее замечательные отношения с сыном, который всегда оставался главным мужчиной в ее жизни.
Степан перепробовал много занятий: был актером и режиссером, совместно с Федором Бондарчуком создал профессиональную студию по производству рекламных роликов и музыкальных видеоклипов, а с начала 2000-х стал совладельцем нескольких ресторанов. Актриса активно помогала сыну в ресторанном бизнесе, контролируя работу поваров, но, по ее словам, «дело не пошло».
У Степана четверо детей — дочь и три сына. Анастасия Александровна обожает внуков и старается видеться с ними как можно чаще.
Оцените статью: