Николай СУМЕНОВ
Один из самых распространенных жанров любительского кино — жанр кинопортрета. На последнем Всесоюзном смотре было представлено немало картин, рассказывающих о человеке труда, человеке-созидателе. И это не случайно. Этот жанр раскрывает перед кинолюбителями огромные перспективы. Ведь авторы имеют возможность говорить о людях, которых они хорошо знают, показать их глубоко и разносторонне. Правда, порой кажущаяся простота задачи оборачивается серьезными художественными потерями. Для того чтобы создать яркий образ, недостаточно запечатлеть героя очерка на работе, в кругу семьи, за любимым занятием, а затем при помощи дикторского текста восполнить пробелы драматургии и изобразительного ряда Формальное решение творческой задачи чаще всего приводит к иллюстративности. Успех приходит, когда в фильме найден интересный прием, новый поворот темы, когда налицо стремление обобщить и осмыслить факты.
Эстонские кинолюбители, например, показали фильм «Зерна сказки» о художнице Айне Бах. Здесь с помощью поэтического текста, точно подобранных рисунков, неназойливо снятых портретов живо рассказано о ее творчестве. Сама художница ненадолго появляется в кадре, но ее добрая и застенчивая улыбка озаряет всю эту интересную картину и надолго остается в памяти.
Конечно, в фильме о художнице материал изобразительно выигрышнее, чем, скажем, в кинорассказах о традиционных рабочих профессиях. Но если авторы влюблены в своих героев, то независимо от их профессий это волнение всегда передается зрителю. Вспоминаются два фильма: один из них о шахтерах — «Покорители» — создан в Прокопьевске, другой о кузнецах — «Мы — кузнецы» — в Магнитогорске. Сколько раз видели мы на экране шахтеров и кузнецов, но авторы упомянутых картин нашли свой поворот темы — они создали коллективный образ бригады, где каждый ее участник незримо чувствует плечо своего товарища. Мы увидели, как слаженно, красиво и четко работают люди, составляющие одно неразрывное целое.
Портрет человека можно создать и не показывая героя, а лишь процитировав его письма. В фильме «Письма с путины» (г. Владивосток) мы узнаем о девушке, поехавшей на край света для того, чтобы испытать себя и свои силы. Жизнь на рыболовецком сейнере оказалась нелегкой. Работа не спорилась. Девушку переводили с одной операции на другую, но все равно ничего не получалось. Письма домой были горькие, нередко она подумывала вернуться назад. Но прошло два месяца, и девушка освоилась, стала выполнять план. Ситуация знакомая, а решение найдено оригинальное. Вначале, когда героиня попадает на корабль, мир для нее окрашен в мажорные, яркие краски. Затем цвет пропадает, фильм становится черно-белым, и только в самом конце, когда она преодолела трудности и победила, экран снова становится цветным.
В лучших фильмах-портретах смотра кинолюбители обращались к теме нравственного роста человека. Именно на этом пути их ждал успех.