Татьяна Пельтцер — одна из наиболее любимых народом советских актрис, воплотившая для зрителя образ неунывающей старости. Ее биография была бурной, а путь к славе занял 40 лет.
Таня родилась в Москве 6 июня 1904 года в семье актера и педагога Ивана Романовича Пельтцер, обрусевшего немца. Он был создателем частной театральной школы, в которой обучались такие будущие звезды как Владимир Володин и Леонид Утесов. С раннего детства девочка увлеклась театром, а на сцену впервые вышла в 9 лет. Отец так и остался ее единственным учителем. Младший сын Саша не пошел по его стопам.
Долгая дорога к славе
Театральная карьера Татьяны в юности не сложилась. Возможно, ее талант еще не раскрылся или сказалось отсутствие классического образования. Ее творческий путь начался в 1920-м году в драмтеатре города Ейска. Сменив еще несколько провинциальных театров, Пельтцер поступила в труппу театра МГСПС (сейчас «Моссовет»). Там она прослужила 5 лет до своего отъезда в Германию с мужем — немецким коммунистом Гансом Тейблером. В 1931 г. Татьяна возвратилась в Москву и устроилась в тот же театр во вспомогательный состав. Через 3 года ее уволили за профнепригодность.
Театр
Во время своего пребывания в Германии, Татьяна освоила специальность машинистки. В этом качестве она устроилась на машиностроительный завод АМО (где ее брат Александр выполнял тогда обязанности Главного конструктора). Отработав 2 года, уехала в Ярославль, поступила в драмтеатр имени Федора Волкова (1936-37 г.). Затем вернулась в Москву. Первым театром, в котором Татьяна задержалась на долгий срок (7 лет) стал Театр Миниатюр. Ее партнерами по сцене были такие известные актеры как Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер. Конкурировать с ними было очень не просто. В 1947-ом г. Татьяна Ивановна перешла в Театр Сатиры, где прослужила целых 30 лет.
Как Пельтцер дебютировала в Ленкоме в 73-летнем возрасте!
Скорее всего, он стал бы последним в ее театральной карьере, но когда режиссера Марка Захарова сменил Валентин Плучек, актриса не нашла с ним общего языка. Отношения все больше обострялись. Однажды на репетиции «Горе от ума», Пельтцер в присутствии всей труппы отказалась выполнять какое-то распоряжение режиссера. Слово за слово и разгорелся настоящий скандал. Обозвав на прощание Плучека «сумасшедшим стариком», актриса покинула театр. Марк Захаров, занимавший тогда должность главного режиссера в «Ленкоме», принял 73-летнюю Пельтцер в свою труппу, где она останется до последних дней своей жизни.
Поздний дебют в кино
Дебют в кино состоялся у Пельтцер в проходной роли в сатирической комедии «Свадьба» (1943 г.), а первой серьезной работой стала роль Плаксиной в картине «Простые люди». Только когда Татьяне Ивановне перевалило за 40, к ней пришел первый успех: образ колхозной тунеядки Лукерьи Похлебкиной в фильме-спектакле «Свадьба с приданным» (1953 г.) очень понравился зрителю, а славу принесла главная роль матери солдата в приключенческой комедии «Солдат Иван Бровкин» режиссера Ивана Лукинского. После выхода фильма на экран, и Татьяна Пельтцер, и Леонид Харитонов, сыгравший ее сына, стали знаменитыми. Через 3 года вышло продолжение картины — «Иван Бровкин на целине», которое было так же восторженно принято народом.
Больше Пельтцер не приходилось дожидаться режиссерских предложений — до глубокой старости она оставалась самой популярной «бабушкой» советского кинематографа. К большому сожалению, ей редко доставались значимые роли. Наиболее яркими из них стали работы в детской кинокомедии «Приключения желтого чемоданчика» (где 65-летняя бабушка Томы сама перелезала через забор и ездила на крыше троллейбуса) и роль эксцентричной старухи в мелодраме «Вам и не снилось», едва не погубившей собственного внука, которого сыграл Никита Михайловский.
Даже эпизоды с ее участием становились украшением любой киноленты. Достаточно вспомнить тещу Кисы Воробьянинова в «12 стульях», тетушку Федосью Ивановну в «Формуле любви», мать жениха в «Морозко» и многие, многие другие.
В 1972-ом году Татьяна Пельтцер была удостоена звания Народной артистки СССР — первой из актерского состава Театра Сатиры (к этому времени она уже имела звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР и многочисленные награды).
Личная жизнь
Замуж Пельтцер вышла в 27 лет (в первый и последний раз в жизни) за немецкого коммуниста Ганса Тейблера. Они познакомились во время его приезда в Москву для учебы в Школе Коминтерна. Прожив в столице несколько лет, в 1930-ом г. супруги уехали в Берлин. По протекции мужа, Татьяна устроилась машинисткой в Советское торговое представительство и вступила в компартию Германии. Друзья Ганса приняли актрису тепло, а известный режиссер Эрвин Пискатор (тоже член компартии) предложил ей роль в своем спектакле «Инга».
Казалось бы, все идет хорошо, но… через год их брак рухнул и Татьяна вернулась в Советский Союз. По версии самой Пельтцер, она не выдержала тоски по родине и родителям. Но существует и другая, по которой актриса увлеклась другим мужчиной. Тем не менее, бывшие супруги общались всю жизнь, а когда Тейблер приезжал в Москву — обязательно встречались (хотя 2-я жена Ганса была крайне недовольна этим обстоятельством). Больше о взаимоотношениях Пельтцер с противоположным полом ничего достоверно не известно. Либо актриса так тщательно оберегала свою личную жизнь, либо ограничила ее только искусством.
Экранный образ и реальный человек
В реальной жизни Татьяна Пельтцер отличалась от своего экранного образа бесшабашной старушки — была невероятно собранной и аккуратной, как истинная немка. Совпадали только невероятная энергия и жизнерадостность. Каждое утро актриса начинала с зарядки (что не мешало ей быть заядлой курильщицей). Ее подруга и коллега по театру Ольга Аросева рассказывала, что на гастроли Татьяна Ивановна всегда возила с собой маленькую электрическую плитку и кастрюльку, и ела только то, что готовила сама. Характер у Пельтцер был непростым: она откровенно, не выбирая выражений говорила то, что думала, а ее остроумные высказывания потом цитировала вся Москва.
Еще актриса терпеть не могла журналистов, поэтому никогда не давала интервью. Перед спектаклем она непременно устраивала кому-нибудь «разнос» — так она настраивалась на роль. Многие ее не любили, но по-настоящему близкие актрисе люди — например, ее домработница Анна Кукина, знавшая Пельтцер более 20-ти лет, отзывалась о ней, как об очень добром и заботливом человеке. Татьяна Ивановна не чувствовала себя одинокой — почти все ее время занимала любимая работа, а в свободные часы актриса любила собирать у себя друзей, чтобы поиграть в преферанс, который страстно любила. Кроме Аросевой, Татьяна Ивановна близко общалась с Фаиной Раневской, Владимиром Зельдиным, Андреем Мироновым, а в последние годы — с Александром Абдуловым.
Последние годы великой актрисы
Очень долгое время здоровью актрисы можно было только позавидовать, но старость брала свое: в конце 80-х Татьяна Ивановна начала терять память. Она просила свою домработницу Анну Кукину помогать ей разучивать роли, но все-равно не могла запомнить текст. К тому же у Пельтцер начала развиваться болезнь Альцгеймера, чем воспользовалась (по словам Кукиной) некая ее подруга Ирина Михайловна. Она настроила уже не осознающую реальность актрису против человека, прослужившего у нее 22 года и вынудила Анну уйти, приставив к Татьяне Ивановне другую домработницу. Целью авантюристки была 2-х комнатная квартира Пельтцер на Черниховской. Добившись завещания в свою пользу, Ирина Михайловна избавились от актрисы, упрятав ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.
По словам той же Анны Кукиной, Марку Захарову удалось вызволить ее оттуда, но пережитый стресс в общей палате для душевно больных, окончательно подорвал здоровье Татьяны Ивановны. Кукина вернулась в дом актрисы, а завещание (как Пельтцер изначально хотела) переоформили на домработницу. В 92-ом г. актриса снова попала в лечебницу, откуда уже не вышла. Она уже никого не узнавала и не вставала с постели. Анна ухаживала за Татьяной Ивановной до ее последних дней. Актриса скончалась 16-го июля 1992-го г. на 89-ом году жизни и похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.
Оцените статью: