Этого немолодого, но очень подвижного и энергичного человека хорошо знают многие гости и участники кинофестивалей стран Азии, Африки и Латинскои Америки. Австралиец Эдмунд Эллисон, президент фирмы «Куолити филмз», впервые побывал в Ташкенте в 1978 году. И с той лоры регулярно приезжает сюда. С «ветераном Ташкента», как с гордостью называет себя г-н Эллисон, встретился наш корреспондент.
— С каждым годом, — рассказывал Эллисон, —в Австралии растет понимание значения этого фестиваля. С тех пор, как мы начали показывать свои ленты в Ташкенте, известность нашего кинематографе в странах Азии, Африки и Латинской Америки неизмеримо выросла. На нынешнем кинофоруме австралиец, режиссер Джерри Босток представил документальную ленту «Грязный медный грош», в ней запечатлены вехи борьбы коренного населения страны — аборигенов — за свои права.
Ценно то, что Ташкентский фестиваль неуклонно расширяет свои горизонты. Растет его общественная значимость. Ведь он знакомит посредством фильмов с тем, что происходит в горячих точках планеты.
Австралийское кино завоевало определенный авторитет в мире. И в этом, убежден, велика роль Московского и Ташкентского кинофестивалей. На смотрах в Советском Союзе мы имеем возможность не только показывать, как говорится товар лицом, но и укреплять старые контакты, заводить новые, быть в курсе ситуации в мировом кино. Информировать коллег и самим узнавать много нового.
Какие проблемы волнуют в первую очередь австралийских кинематографистов? Главная — откуда достать средства, чтобы снять фильм. В нашем кинопроизводстве царит анархия. Есть Австралийская кииокомиссия с ежегодным бюджетом в несколько миллионов долларов, но ее интересует решение только коммерческих задач. Вложил — получил. Если же кто-либо предлагает идею или сценарий с сильным социальным зарядом, касающийся проблем реальной австралийской жизни, то натыкается на недоверие, опасения, отказ. И уж наверняка денег не получит тот, у кого за плечами участие в антивоенном движении, репутация радикала, выступающего с критикой политики правительства. Поощряются ленты сугубо развлекательные, пустые, дурного пошиба. И тем не менее, преодолевая все трудности, нам иногда удается создать нечто значительное. В советском прокате демонстрировались весьма интересные австралийские фильмы «Мальчик и океан», «Кадди», «История Дон Фрезер». А лента «Зима наших надежд» с успехом показывалась на XIII кинофестивале в Москве, и австралийка Джуди Дэвис была удостоена приза за лучшее исполнение женской роли…
Но произведения такого уровня и направленности — все-таки исключение. Три года назад мы делали примерно тридцать игровых лент в год, сейчас в производстве находится всего тринадцать.
Пагубно сказывается на состоянии внутреннего кинорынка страны засилье голливудской продукции. Только в самое последнее время стали появляться некоторые сдвиги. Так, в 1982 году фаворитом проката оказался наш фильм «Человек со снежной реки», опередивший многие американские ленты. Поэтому особенно огорчает, что, не получив возможности продолжить работу на родине, многие наши талантливые режиссеры уезжают в Голливуд, в Западную Европу.
Говоря о теперешнем состоянии советско-австралийского культурного сотрудничества, упомяну прошедший с успехом в марте 1984 года очередной фестиваль советских фильмов в Австралии. На него приехали Ирина Купченко и Никита Михалков, который, кстати, на сегодняшний день самый популярный у нас советский режиссер. Здесь, в Ташкенте, я увидел замечательную кинокартину «Военно-полевой роман». Режиссура Тодоровского тонка и деликатна, прекрасно играют актеры Чурикова. Андрейченко, Бурляев.
Культурные связи — это так важно! Контакты с СССР в области кино, культуры в последнее время оживились, они наполняются новым позитивным содержанием. Это прекрасно.