Незвезда Когда-то они были популярными

Вариация на «модную» тему (Советский экран №2 1983 г.)

КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ФИЛЬМОВ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО

Автор сценария Валентин Черных
Режиссер-постановщик Антон Васильев
Операторы-постановщики Сергей Онуфриев, Сергей Ткаченко
Художник-постановщик Валерий Иванов
Композитор А. Зацепин

Ан. МАКАРОВ

Трудно игровому кино соревноваться с журналистикой. С репортерами, оперативно откликающимися на важнейшие события, с очеркистами, которые не откладывая дела на потом, сразу вникают в суть той или иной проблемы, с фельетонистами, чье острое, злободневное перо оттачивается в борьбе со всякого рода консерваторами, неумехами и бездельниками. Трудно игровому кинематографу соревноваться с ежедневной газетой. И, наверное, даже не стоит, если заранее не озаботиться поиском средств для художественного, образного претворения на экране тех или иных злободневных социальных или экономических вопросов. Ну и, конечно, не менее важно, чтобы гражданская задиристость фильма была обращена при этом не против тех явлений, что давным-давно уже скомпрометированы…

Фильм называется «Красиво жить не запретишь». В последнее время стало принято давать лентам в качестве заглавий расхожие — у всех, что называется, на слуху — присловья и шутливые фразеологизмы. Название этой картины — из того же ряда. Однако насмешливое выражение «красиво жить не запретишь», иронически обличающее нынешних мастеров и любителей комфортабельного бытия, употреблено здесь вполне всерьез — так сказать, в защиту по-настоящему художественно осмысленной, красиво и со вкусом «обставленной» жизни. В чем же данная осмысленность более всего проявляется? Ну, разумеется, в одежде наших современников и земляков, в торжестве рациональной, украшающей людей моды. Естественно поэтому, что героем картины стал художник-модельер — так сказать, начинающий Пьер Карден или лучше — периферийный Вячеслав Зайцев. Работает он, как и положено, на швейной фабрике. Директором там, опять же как положено, энергичная женщина, бывшая передовая работница, отличная производственница и, как положено уже не по жизни, а по сюжету комедии, совершенный профан в вопросах моды.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вот вам и конфликт. Наш пока не состоявшийся Зайцев — Сергей Бодров (В. Фокин), понятное дело, мечтает завалить прилавки родного города новомодными комбинезонами, платьями сафари и бог знает какими еще притягательными новинками, а недальновидная директорша Людмила Сергеевна Лыхина (Л. Смирнова) — разумеется, в шевиотовом темно-синем костюме и с прической в виде городской башни, — естественно, начальственной рукой пытается в корне пресечь его благие порывы, вполне справедливо полагая, что фабрика обязана прежде всего выполнять план, платить работницам премии и строить им жилье. И все это несмотря на то, что низкокачественная и вышедшая из моды (наконец-то!) «джинсовка» затоварилась во всех окрестных универмагах.

Фабричная общественность буквально разрывается надвое — от сочувствия планам молодого модельера и от неприятия его методов борьбы с окружающей косностью: наш будущий Зайцев то толпу страждущего народа соберет возле магазина, демонстрируя ему свои модели (естественно, еще не запущенные в массовое производство), то, прибыв в столицу на коллегию министерства, выступит там со смелыми заявлениями и обещаниями, на которые, к слову сказать, никто не давал ему полномочий.

Словом, комедия… Не слишком, правда, смешная и толковая. В сущности, только один «ход» по-настоящему остроумен и органичен для затронутой фильмом темы. Всякий раз, глядя на женщину, кем бы она ни была — возлюбленной, начальницей или председателем месткома, — будущий законодатель моды (в том и проявляется его призвание) тотчас же начинает воображать, какой из стилей одежды подошел бы ей в данном случае — вечерний туалет, полупрозрачная туника в восточном стиле или нечто спортивное, пригодное для охоты в африканской саванне…

В общем, неплохо. Однако недостаточно для того, чтобы в течение полутора часов, развлекая, поучать зал. Очевидно, сознавая это, создатели фильма прибегли к беспроигрышному, но вовсе чуждому перипетиям картины ходу: прокомментировали все здешние события, а заодно и проблематику современной моды устами некоего сельского жителя-тракториста. Расположившись картинно возле трактора, артист Г. Бурков в роли деревенского дяди нашего героя прямо в зал высказывает различные свои деловые и шутливые соображения о племянничке и его делах-заботах. Артист превосходный, в похвалах не нуждается, однако роль, порученная ему, слишком уж отдаленное имеет отношение и к проблематике и к сюжету комедии.

Сюжет, по правде говоря, не просматривается. Интересный замысел опытного драматурга В. Черных в результате препарирования его режиссером А. Васильевым обернулся набором отдельных сцен, в каждой из которых — как бы это поточнее сказать — имитируется нечто происходящее. Что же касаемся проблемной остроты картины, то, как уже подчеркивалось в начале этих заметок, угнаться за газетчиками трудно, а они в многочисленных статьях и репортажах давно уже вскрыли многие истинные причины отставания нашей легкой промышленности от потребностей населения и требований моды. Только ли в компетентность директора швейного предприятия упирается тут дело? Не есть ли эта фигура в данном случае скорее дань комедийной традиции прошлых лет, нежели реальная причина отставания моды от запросов потребителей?..

Нельзя, однако, упрекать авторов комедии в том, что они обошли стороной экономическое обоснование поднятой в фильме проблемы. А вот в том, что не получилась комедия, их упрекнуть можно.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.