Вера Алентова (Быкова) прошла непростой путь, прежде чем стать звездой советского кинематографа. Она выросла в бедности в неполной семье. Приехав в Москву из провинции, Вера поступила в престижный театральный институт, по окончании которого сразу устроилась в столичный театр. Играя по 30 спектаклей в месяц, актриса много лет получала мизерную зарплату и не имела своего угла. Бытовая неустроенность разрушила ее брак с Владимиром Меньшовым, однако впоследствии они воссоединились. Прославилась Алентова почти в 40 лет, когда снялась в легендарном фильме мужа «Москва слезам не верит».

Трудное детство Веры Быковой
Вера Быкова родилась 21 февраля 1942 года в городе Катласе Архангельской области в семье театральных актеров Валентина Михайловича Быкова и Ирины Николаевны Алентовой. После смерти сильно пьющего мужа, скончавшегося когда дочери было 3 года, мать уехала к родственникам в Кривой Рог. На Украине в послевоенные годы работникам культуры задерживали зарплату на много месяцев.

Ирина устроилась подрабатывать на швейную фабрику — рабочим платили мало, но регулярно. На эти скудные заработки они существовали впроголодь. Обычное мороженое было для ребенка недостижимой мечтой. В поисках лучшей жизни семья скиталась по городам страны. Из Украины они перебрались в Узбекистан, а школу Вера окончила на Алтае.

Девочка выросла за кулисами провинциальных театров, и ее желание пойти по стопам матери было естественным. Но Ирина Николаевна не хотела для дочери такой тяжелой и неблагодарной профессии. Она уговорила Веру подать документы в Алтайский мединститут, хотя та с ужасом представляла себе практику в анатомичке. Параллельно со сдачей вступительных экзаменов, девушка решила пройти пробы в Барнаульском драмтеатре. Ее приняли в труппу во вспомогательный состав, однако мать, работавшая в том же театре, была категорически против «любительщины» на сцене. Она считала, что если уж дочь твердо намерена стать актрисой, то должна получить профессиональное образование.
Учеба и брак с однокурсником
До следующих приемных экзаменов Быкова трудилась на заводе в качестве чернорабочей. В 1961-м году она приехала в Москву, и с первой попытки поступила в Школу-студию МХАТ в мастерскую Василия Маркова. В числе ее сокурсников были такие будущие знаменитости как Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко и Владимир Меньшов.

На втором курсе Вера вышла замуж за Владимира. Она оставила девичью фамилию, а в 1969-м году сменила ее на Алентову когда регистрировала в ЗАГСе свою новорожденную дочь Юлю. Многие отговаривали девушку от такого «неравного» брака — она была одной из самых красивых и способных студенток на курсе, а Меньшов не блистал внешне и считался «бесперспективным». Вера недоумевала, почему только она видит как талантлив муж. Много лет спустя ее мнение разделит весь мир.

Театральная карьера Веры Алентовой
Завершив учебу в 1965-м году, Вера поступила в Московский драматический театр имени Пушкина, а Владимиру не нашлось места ни в одном столичном театре. Ему пришлось уехать по распределению в Ставрополь. Театральная карьера молодой актрисы сложилась удачно с самого начала. За 55 лет на этой сцене она переиграла много главных разноплановых ролей. Были в ее долгой творческой жизни и периоды простоя, и интриги менее удачливых коллег.

В отличие от них, «бороться за место под солнцем» Алентова не умела. Несколько раз она задумывалась о переходе во МХАТ или в «Маяковку», куда ее приглашали. Но уйти все же не решилась и по сей день играет в театре имени Пушкина. В свои 78 лет актриса задействована в четырех спектаклях: «Апельсины и лимоны», «Девичий club», «Семейка Краузе» и «Ложные признания», в каждом из которых исполняет ведущую роль.

Как сложилась кинокарьера Веры Алентовой
Дебют Веры в кино состоялся в фильме о военных летчиках «Дни летные» (1965 г.), где она снялась в небольшой роли учительницы. С тех пор актриса изредка появлялась на экране во второстепенных ролях. Наиболее запоминающиеся из них — медсестра в драме советско-венгерских кинематографистов «Звезды и солдаты» (1967 г.) и уборщица Настя, ставшая учительницей в многосерийной киноповести «Такая короткая долгая жизнь» (1975 г.). Какие-то роли она упустила (не все театральные режиссеры отпускали актеров на съемки), от других просто отказалась. Театр для Алентовой был гораздо важнее, а там она не испытывала недостатка в ярких ролях.

Своим настоящим кинодебютом Вера считает роль Кати Тихомировой в мелодраме «Москва слезам не верит» (1979 г.). Это была первая главная роль актрисы и вторая по счету режиссерская работа ее мужа — Владимира Меньшова. Картина принесла ему «Оскара», небывалые по тем временам авторские отчисления в размере 40 тысяч рублей и Государственную премию СССР. Такой же высокой отечественной награды удостоились все исполнители главных ролей: Алентова, Раиса Рязанова, Алексей Баталов и Ирина Муравьева (кстати, Муравьева долго переживала, что согласилась сыграть такую «грубую и пошлую» героиню). Не меньшую народную любовь заслужит впоследствии другой шедевр этого режиссера — «Любовь и голуби», правда, награды будут не столь впечатляющие.

Прославившись благодаря съемкам в «Москве», Вера начала получать главные роли. В семейной драме Сергея Ашкенази «Время размышлений» (1982 г.) она сыграла Аллу Борисовну, вступившую в новый брак после развода (в ролях экс-супруга выступил Юрий Богатырев, а второго мужа — Меньшов). У Юлия Райзмана в картине «Время желаний» (1984 г.) — энергичную Светлану Васильевну, которая беспардонным вмешательством в жизнь пожилого мужа (Анатолий Папанов) довела того до инфаркта.

Большой успех имела экранизация повести Бориса Васильева «Завтра была война» (1987 г.) — дипломная режиссерская работа Юрия Кара. Здесь Алентова исполнила роль беспринципной и жестокой классной руководительницы Валендры в тандеме с Сергеем Никоненко, Ниной Руслановой, Ириной Чериченко и Натальей Негодой (для Негоды это был кинодебют, а год спустя она сыграет главную роль в скандальной «Маленькой Вере»). Фильм, на который выделили мизерный бюджет, завоевал главные призы на МКФ во многих странах мира. Все актеры работали бесплатно.

В 90-е Алентова снялась всего в нескольких картинах, из которых самой удачной была киноповесть «Непредвиденные визиты» (1991-92 г.), а с начала 2000-х стала появляться в сериалах («Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», «Дар Божий» и т.д).
В фильмах мужа Вера сыграла еще дважды. В комедии-фарсе «Ширли-Мырли» (1995 г.) она предстала сразу в четырех лицах: невесты музыканта, жены барона, девушки вора и американки. В ролях трех братьев-близнецов, разлученных после рождения, выступил Валерий Гаркалин. Картина нашла свою аудиторию, но сложно поверить, что это работа того же режиссера, что снял легендарную «Москву». Получилась типичная комедия 90-х — примитивно, не смешно и пошловато.

А в следующей мелодраме — «Зависть богов» (2000 г.) виден прежний Меньшов. Это история о внезапно вспыхнувшей любви двух несвободных людей — редактора с телевидения Сони (Алентова) и французского журналиста Андре (Анатолий Лобоцкий). Они пошли на разрыв со своими семьями, чтобы быть вместе, но Андре выдворяют из страны за критику действий советского правительства. Актеры так убедительно изображали страсть на фоне замечательных саундтреков Виктора Лебедева, что в желтой прессе появились заголовки: «Алентова увела Лобоцкого из семьи.»

Между прочим, когда Вера играла в этих достаточно откровенных сценах ей исполнилось 58 лет, а ее партнер был на 17 лет моложе. В прессе часто цитировали высказывание актрисы: «Женщине должно быть 39 и ни днем больше» (фразу она позаимствовала у английской актрисы Патрик Кэмпбелл). Алентова надолго сохранила молодость и красоту при помощи пластической хирургии. К сожалению, результат ее последних операций оказался прямо противоположным.

В настоящее время Вера Валентиновна снимается в фильме о… вампирах «Ампир V» по одноименному роману Пелевина у американо-российского кинорежиссера Виктора Гинзбурга. Премьера должна состояться в 2021 году.
Личная жизнь Веры Алентовой
Студенческий брак Веры с однокурсником Владимиром Меньшовым стал единственным в жизни. После выпуска из Школы-студии МХАТ молодые супруги были вынуждены разлучиться — Вера устроилась в драмтеатр имени Пушкина, а Владимир отправился по распределению в провинцию. Ни один московский театр не заинтересовался «бесперспективным» актером. В течение года он работал в драмтеатре Ставрополя, а затем вернулся в Москву, чтобы попробовать себя в режиссуре. Знаменитый режиссер Михаил Ромм, которому Меньшов показал свои литературные опыты, взял его на второй курс ВГИКа как аспиранта, потому что других вакансий не было.

Общего дома у пары не имелось. Вера жила в общежитии от театра, А Владимир — от ВГИКа. Рождение дочери Юли в 1969-м году не изменило ситуацию: Алентовой комнату пообещали, но так и не дали. Снять жилье они не могли — начинающей актрисе платили 60 рублей в месяц, а Меньшову даже стипендия не полагалась. Он подрабатывал по ночам в булочной, разгружая хлеб и там же готовился к занятиям. После окончания института Владимир начал сотрудничать с «Мосфильмом» на договорной основе, но разовые заработки не спасали семью от хронического безденежья. Устав от неразрешимых проблем, супруги решили расстаться. Юле тогда исполнилось три года.

Они не оформили развод и сохранили теплые отношения. Когда Алентовой наконец-то выделили квартиру (не комнату, о которой она мечтала, а целую «двушку»), актриса прописала в ней и Меньшова. Оба предпринимали попытки устроить личную жизнь, но их чувства друг к другу не остыли. Через 4 года Вера и Владимир воссоединились. Будучи очень разными людьми (Алентова — замкнутой и сдержанной, а Меньшов — открытым и импульсивным) они часто ссорились, однако больше не пытались расторгнуть брак, в котором прожили уже 55 лет.

Вопреки пессимистическим прогнозам бывших преподавателей из Школы-студии МХАТ, Владимир стал успешным актером. А в качестве режиссера картины «Москва слезам не верит» прославился на весь мир и сделал звездой кинематографа свою жену.

В 2009-м году Меньшов организовал актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе, которой руководит совместно с Алентовой до сих пор. Несмотря на почтенный возраст, супруги молоды душой и полны творческих планов.
Как сложилась судьба Юлии Меньшовой
Юля росла обычным советским ребенком. Родители ее не баловали даже заслужив звездный статус. Они хотели чтобы дочь выросла самостоятельным и независимым от них человеком. С 12 лет отец отправлял Юлю на «трудотерапию» к своей сестре под Астрахань. Там она один месяц из летних каникул собирала на полях помидоры. Девочка хорошо училась и беспрекословно слушалась маму и папу. Советов по-поводу выбора профессии родители ей не давали. Юля сама приняла решение стать актрисой и без протекции поступила в Школу-студию МХАТ на курс Александра Калягина.

Она окончила институт с отличием в 1990-м году. Олег Ефремов, присутствовавший на дипломном спектакле Юли, взял ее в МХТ имени Чехова. В том же году Меньшова дебютировала в кинематографе в музыкальном фильме «Когда святые маршируют». Она снялась в небольшой роли джазовой певицы вместе с матерью, которая исполнила ведущую роль. Творческая карьера Юли началась очень удачно: за 4 года молодая актриса сыграла в 15-и спектаклях и в нескольких картинах в главных ролях. Но кризис в политической жизни страны напрямую отразился на искусстве — театры опустели, а экраны захлестнули потоки «чернухи».

Юля не видела смысла оставаться в профессии и ушла из МХТ, решив пробиваться на телевидение. Алентова дочь поддержала, а Меньшов сказал: «Иди и стой на коленях перед Ефремовым, чтобы тебя взяли обратно». Ей удалось устроиться редактором в новую программу «Мое кино». С тех пор жизнь Юли неразрывно связана с ТВ, где она прошла путь до руководителя продюсерского центра «Студия Юлии Меньшовой». Телезрителям она известна как ведущая популярных программ «Я сама» на НТВ, «Наедине со всеми» и «Сегодня вечером» — на Первом канале.


В 27 лет девушка вышла замуж за актера Московского ТЮЗа Игоря Гордина. В браке родились их дети Андрей и Таисия. На девятом году совместной жизни супруги расстались без официального развода, а через 4 года снова сошлись, в точности повторив семейную историю Алентовой и Меньшова.

В начале 2000-х Юлия вернулась на сцену (играет в антрепризах) и в кинематограф. Она снялась в нескольких картинах, самая яркая из которых — романтическая комедия «Большая любовь» (в главных ролях с Михаилом Пореченковым и Инной Макаровой). И таких сериалах как «Бальзаковский возраст или Все мужики сво…» (вместе с матерью), «Преступление будет раскрыто», «Между нами, девочками» и т.д.

В 2011-м году Меньшова успешно дебютировала в качестве театрального режиссера. Специально для папы и мамы она поставила на сцене театра имени Пушкина спектакль «Любовь. Письма», который высоко оценили зрители и критики.

Нечасто в семьях талантливых людей рождаются столь же одаренные дети, но на Юлии Меньшовой природа явно не «отдохнула».
Оцените статью: