режиссер представляет фильм
И. ХЕЙФИЦ,
Герой Социалистического Труда, народный артист СССР
Книги Павла Нилина я полюбил давно, задолго до нашей первой совместной работы — фильма «Единственная», поставленного по мотивам рассказа «Дурь». Для меня это особенный писатель: обаяние мастерства сочетается в его произведениях с умением просто и одновременно сложно показывать жизнь, всесторонне и глубоко исследовать многообразные явления действительности. Книги Нилина адресованы широкой читательской аудитории, он пишет о простых людях и для них. А меня как режиссера всегда заботила проблема зрительского отклика на фильм. Так что в этом смысле наши творческие устремления совпадают.
В последнее время мы, кинематографисты, много говорим на темы сугубо профессиональные — о новых средствах выразительности, о стилистике, образности наших фильмов, но порой мало обращаем внимания на ту «обратную связь», что должна возникать между зрителем и художником. А ведь в конечном счете это и есть главная «сверхзадача» любого произведения искусства — передать другим эмоциональный заряд своих мыслей, тревог, раздумий. П. Нилин умеет это делать блестяще. Именно поэтому его произведения вызывают живой, неподдельный интерес. Так было и с рассказом «Впервые замужем», опубликованным два года назад в «Новом мире». Мне посчастливилось прочитать его еще в рукописи, тогда же я предложил Нилину написать киносценарий. С этого началась наша совместная работа. Больше всего поразил образ главной героини, ставшей, на мой взгляд, бесспорной творческой удачей писателя. Это истинно русский характер с бесконечной добротой и душевной щедростью, готовностью на любые лишения и невзгоды ради счастья близкого человека.
Антонина Болотникова воспитала свою дочь одна. Она делала все возможное: работала без устали днем и ночью, чтобы девочке жилось беззаботно и радостно, чтобы та ни в чем не нуждалась. А когда Тамара выросла и вышла замуж, мать оказалась в семье лишней…
Перевести рассказ в сценарий оказалось делом нелегким. Написанный от лица главной героини, он обладал весьма важным достоинством: проникновенной лирической интонацией. Но как это передать на экране, как найти литературному слову равноценный кинематографический эквивалент? Мы решили ввести в самые сложные, переломные для фильма эпизоды закадровый голос Антонины, и они приобрели новое качество: личностного, внутреннего отношения к ним рассказчицы. Так возник необходимый тон, передающий своеобразие литературной основы.
Тема доброты и благородной жертвенности стала центральной в фильме. А рядом с ней должна была прозвучать и другая, контрастная тема — потребительства, эгоизма молодости. Хотя не стану скрывать, что характер юной Тамары (С. Смирнова) совсем не прост: она боится остаться одинокой — перед глазами пример матери — и в то же время может обидеть этого самого дорогого, самого близкого ей человека.
Волновала нас и проблема потребительского отношения к искусству, в данном случае к кинематографу. Только славу, быстрый и легкий успех ищет в нем муж Тамары Валерий (И. Старыгин), неудавшийся актер, этакий самовлюбленный нарцисс. Тем не менее судьба этого человека трагична, ведь он искренне верит в свой несуществующий талант.
Роль Антонины Болотниковой исполнила Е. Глушенко, знакомая зрителям по фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Молодая актриса сумела талантливо выразить самую суть центрального образа. Судьба героини Е. Глушенко развивается как бы в сопоставлении с другим женским характером, тоже интересным, но являющим собой полную ей противоположность.
Это подруга Антонины Галя Тустакова. Ее выразительно и острохарактерно сыграла В. Теличкина.
Историю взаимоотношений героев фильма я старался рассказать языком простым, эмоциональным, понятным в своей кинематографической образности широкому кругу зрителей.
Фильм снимался в Горьком, оператор В. Дьяконов, художник Ю. Пугач, звукооператор И. Вигдорчик.