Время надежд и свершений (Советский экран №22 1981 г.)

Решения XXVI съезда КПСС — в жизнь!

А. КАЛЯКИН,
секретарь ЦК ВЛКСМ

Дружба комсомола и кино началась с первых лет существования нашего государства. Рука об руку шли ровесники — первые комсомольцы и молодые кинематографисты — в созидании нового, социалистического общества. Вспомним, например, что для кинорежиссера Александра Зархи началом творческого пути стала работа в комсомольско-молодежной съемочной группе. Молоды были и другие кинематографисты 20-х и 30-х годов, закладывавшие в то замечательное время основы нашей киноклассики. Молодой Сергей Герасимов ставит фильмы «Семеро смелых» и «Комсомольск», а много позже, сохраняя животворную молодость таланта, снимает вместе со своими студентами-комсомольцами фильм «Молодая гвардия», в основу которого лег роман Александра Фадеева, написанный в результате поездки писателя по путевке ЦК ВЛКСМ в только что освобожденный от фашистов Краснодон…

Являясь боевым помощником партии и комсомола в коммунистическом воспитании молодого поколения, наше кино ярко запечатлело подвиг тех, кто строил Комсомольск-на-Амуре, Турксиб, Днепрогэс, кто создавал первые колхозы и обживал Заполярье, кто сражался на полях Великой Отечественной войны и поднимал целину, кто проложил первые трассы в космосе.

Так в больших делах формировалась традиция, которой всегда верны деятели искусства разных поколений, — быть в гуще молодежи, досконально знать ее стремления и интересы, помогать ей жить и творить по законам большевистской правды.

Определяя первостепенные задачи, стоящие перед Ленинским комсомолом, Леонид Ильич Брежнев говорил с трибуны XXVI съезда КПСС: «Молодые люди, которым сегодня 18 — 25 лет, завтра образуют костяк нашего общества. Способствовать формированию поколения людей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать, всегда готовых к защите своей Родины, — вот самое важное, самое главное в работе комсомола». Думается, что эти четкие, принципиальные слова, в которых сформулированы воспитательные цели комсомола, необходимо учитывать и кинематографистам, обращающимся в своем творчестве к молодым зрителям.

Примеры чуткого, заинтересованного отношения к воспитанию творческой молодежи мы постоянно встречаем в повседневной работе партийных органов. Руководствуясь основными направлениями, указанными партией, комсомол ведет активную работу среди молодых деятелей кинематографии. Огромную роль в повышении эффективности этой деятельности сыграло постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». Этот документ — яркое подтверждение отеческой заботы нашей партии о молодом поколении советской творческой интеллигенции. Для комсомола это постановление является программным. Мы всегда считали и считаем своей постоянной и прямой обязанностью способствовать гражданскому мужанию и профессиональному росту молодых кинематографистов.

Для всех нас давно уже очевидна та огромная роль, которую играет кино в социальном становлении юного поколения. Более 4 миллиардов советских зрителей ежегодно посещают кинотеатры, семьдесят процентов — это молодые люди, что убедительно говорит о неослабевающем интересе юношей и девушек к советскому кинематографу, проблемам, которые он решает, творчеству его виднейших мастеров. За последние пять лет в кино дебютировали сотни режиссеров, сценаристов, операторов, художников, актеров.

В руках молодых творцов – завтрашний день нашего искусства. Вот почему партия и комсомол возлагают на них самые светлые и волнующие надежды. Оправдать их — значит выполнить заветы народа, а для этого надо быть неутомимыми борцами за идеалы Ленина, сверять свои дела и планы с делами и планами нашей партии.

Благодаря глубокому пониманию творческой молодежью общегосударственных задач, стремлению подметить новые черты героя наших дней, талантливо изобразить его на высоком взлете чувств и мыслей утвердился принципиально новый тип молодого художника. Большинство их правильно находят свое место в развитии общества, опираясь на опыт старших мастеров советского кино, привнося в искусство острый интерес к проблемам действительности, сочетаемый с эмоциональным и в то же время аналитическим отношением к жизни.

Работы многих молодых отличают сегодня высокий профессионализм и постоянный поиск, новаторский подход к решению вопросов мастерства. Здесь необходимо назвать лауреата Ленинской премии Игоря Григорьева, лауреата Государственной премии СССР Юрия Норштейна, лауреатов премии Ленинского комсомола Вадима Абдрашитова, Никиту Михалкова, Владимира Шамшурина, Александра Миндадзе, Елену Саканян, Ирину Свешникову, Валентину Теличкину, Бориса Токарева, Елену Драпеко, Евгения Герасимова, Владимира Гостюхина, Ивана Гаврилюка, Николая Еременко, Евгению Симонову.

Партия всегда рассматривала идейность и художественность нашей литературы и искусства в неразрывной связи как единый критерий оценки их достижений. В этом смысле хочется прежде всего отметить участие молодых в развитии жанра политического кино. К этому разряду лент можно смело отнести высокопрофессиональный дебют Себастьяна Аларкона и Андрея Косарева «Ночь над Чили» и появление вслед за этой работой нового фильма С. Аларкона «Санта Эсперанса». С большим интересом был встречен общественностью фильм Павла Чухрая «Люди в океане», где с большой художественной силой раскрыта трагедия китайского народа и убедительно показаны идейная стойкость, патриотизм и подлинный гуманизм советских людей. В ряд наиболее ярких картин, способствующих патриотическому воспитанию зрителя, можно поставить киноработы режиссеров Андрея Малюкова «В зоне особого внимания» и Михаила Туманишвили «Ответный ход». Сила эмоционального воздействия этих лент очень точно направлена авторами на раскрытие романтики солдатских будней. К сожалению, подобных картин все еще мало, а ведь они так нужны молодому зрителю!

Гораздо смелее и интереснее стали работать и молодые документалисты. Достаточно назвать имя лауреата премии Ленинского комсомола режиссера Ирины Свешниковой. В ее творчестве чувствуется плодотворное влияние традиций, заложенных мастером советского документального кино Романом Карменом. Острые и точные ленты Ирины Свешниковой, снятые в горячих точках планеты порой с риском для жизни, завоевали заслуженный успех.

За последние годы сложилась определенная система участия комсомольских организаций в подготовке, идейном воспитании и повышении профессионального мастерства молодых деятелей кино. В Киеве состоялся Всесоюзный фестиваль молодых кинематографистов, который, как можно надеяться, положил начало интересным традиционным смотрам работ начинающих киноработников. Традиционными стали и всесоюзные совещания-семинары молодых кинематографистов, в проведении которых вместе с Госкино СССР и Союзом кинематографистов СССР участвует и Центральный Комитет комсомола. В конце прошлого года состоялось уже третье подобное совещание, собравшее более 400 представителей молодого поколения советского кино.

ЦК ВЛКСМ и Союз кинематографистов СССР постоянно организуют творческие командировки на ударные строительные и промышленные объекты страны, в лучшие комсомольско-молодежные коллективы. Ежегодно туда выезжают большие группы начинающих киноработников. И все же приходится отметить, что практические результаты этих поездок порой оставляют желать лучшего. Мы хотели бы призвать молодых сценаристов и режиссеров задуматься над тем, как полнее использовать собранный жизненный материал в новых кинолентах.

В деятельности комиссий по работе с творческой молодежью, созданных во всех республиканских союзах кинематографистов и на киностудиях после программного постановления ЦК КПСС, активно участвуют работники республиканских ЦК комсомола, обкомов и горкомов. Плодотворно, с интересными практическими результатами работает Всесоюзная молодежная комиссия СК СССР, которую вот уже несколько лет возглавляет выдающийся мастер, народный артист СССР Сергей Федорович Бондарчук.

В сфере нашего постоянного внимания и недавно созданное на базе «Мосфильма» Экспериментальное молодежное творческое объединение. Проблемы, переживаемые этим объединением, не раз обсуждались на заседаниях Секретариата ЦК ВЛКСМ и Совета творческой молодежи ЦК ВЛКСМ. В настоящее время мы стремимся содействовать созданию подобных творческих объединений на различных студиях страны.

В последние годы комсомольские органы помогли целому ряду съемочных групп в работе над художественными и документальными фильмами. Среди них — «Костер по четвергам» (ЦСДФ), «Комсомол» и «Пастухи Тушетии» («Грузия-фильм»), «Мужество» (Киевская киностудия имени А. П. Довженко) и другие.

Мы стремимся к дальнейшему развитию содружества и заключению долговременных договоров между комсомольскими организациями киностудий и производственных и сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений и воинских частей. ЦК комсомола совместно с творческими союзами, в том числе и с СК СССР, принял трехлетний план культурного шефства над ударными комсомольскими стройками, в ходе которого работники искусства разных поколений не только выступят с концертами и премьерами новых фильмов, но и помогут местному активу в организации самодеятельного художественного творчества. Благодаря этому начинанию был успешно проведен I Всесоюзный фестиваль художественной самодеятельности ударных комсомольских строек страны.

Мы настойчиво призываем комсомольский актив широко и всесторонне использовать в работе с молодежью лучшие достижения экрана, чтобы каждый яркий, талантливый фильм максимально способствовал процессу воспитания гармоничной личности нашего молодого современника. И как тут не порадоваться, когда проблемы дня, точно подмеченные кинематографистами и высвеченные лучом киноискусства, не только будят мысль молодых зрителей, но и способствуют конкретным делам производственных молодежных коллективов.

Совершенствуя организационную и идейно-политическую работу комитетов комсомола в среде творческой молодежи, укрепляя связь начинающих художников с действительностью, ЦК ВЛКСМ старается сочетать в повседневной практике чуткое, уважительное отношение к молодому таланту с партийной требовательностью и принципиальностью. Масштаб личности режиссера или сценариста, артиста или оператора, любого представителя творческой профессии, вступающего на самостоятельный путь, станет тем шире и значительнее, чем более активно и энергично будет происходить выработка его коммунистического мировоззрения. В этом — надежный залог того, что сегодняшние дебютанты завтра будут высоко нести знамя советского киноискусства.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.