Юрий ТЮРИН
РОДНИК
По мотивам повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы»
«МОСФИЛЬМ»
Авторы сценария Владимир Лобанов, Аркадий Сиренко
Постановка Аркадия Сиренко
Главный оператор Элизбар Караваев
Художник-постановщик Давид Виницкий
Композитор В. Казенин
На Псковщине под городом Великие Луки, есть большое село — стоит оно на берегах реки Усвяча и носит имя красивое, звучное — Усвяты. Побывав там, я обратил внимание на пленительность этого названия и вспомнил, что уже встречал его — на страницах замечательной повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы». Знал ведь, что писатель родом из курских земель, и его Усвяты скорее всего где-то на курских землях и находятся: не в точности, быть может такое село, но его двойник. А вот фильм по произведению Носова снимался в Калининской области в совхозе «Тифинский», и авторы специально поблагодарили в титрах работников совхоза — за помощь в съемках. И вот я к чему: эти самые Усвяты могли стоять в любом месте нашей страны — таких сел было много, населяли их люди во многом схожие, заботы одолевали их одни и те же, и война опалила их одинаково, покосила в них сыновей — не счесть.
Степень обобщения в фильме «Родник» удалась, она основана на правде жизни. Из таких сел и деревень как, Усвяты уходили и уходили на фронт мужики и парни, оставались там хозяйствовать и поднимать на ноги детей женщины и старые люди — ждали вестей от своих, терпели лишения, недоедали, страдали, но крепились.
Фильм «Родник» показал нам, еще раз напомнил, что война с фашистскими захватчиками была отечественной, всенародной. В этом мне видится основная художественная и нравственная ценность картины. Она не вторична по отношению к повести «Усвятские шлемоносцы», а такая опасность была реальной. Уж очень впечатляюща зрима и достоверна проза Евгения Носова, писателя-фронтовика, прекрасно знающего крестьянский труд, родную речь, родную землю. Нет, фильм не дублирует хорошую литературу, он сам выходит на рубеж зрелого и автономного искусства. И завоюет, думаю так, своих сторонников, своих зрителей
Кажется, сам-то родник, этот вечный и чистый исток живой воды, в фильме так и не показан. Название картины прочитывается как символ. Даже так: как символ веры. Той веры, что побуждала к ратному труду, к подвигу. Веры, которая помогла выстоять в испытаниях, не утратить надежды на победу, следовательно, и на саму жизнь. У символики родника давняя традиция, образ этот многократно использован художниками, вспомним хоть Леонида Леонова и его талантливейший роман «Русский лес». Авторы фильма «Родник» идут в русле этой традиции. Но опять-таки здесь нет ни ученичества, ни простого повтора. Здесь осмысленность позиции, пафос нравственной ориентации. Вера в свой народ, в отчую землю. Здесь видится угол зрения на материал. И это радует.
Для режиссера Аркадия Сиренко «Родник», по существу — первый самостоятельный полнометражный фильм. До этого он поставил в Экспериментальном творческом объединении «Мосфильма» ленту «Ветераны» — об участниках войны — и одержал заметную творческую победу, проложившую дорогу теме «Родника». Экранизация носовской повести демонстрирует зрелую режиссуру. Со своей позицией.
Картина, как и повесть следует принципу единства — места и времени. И даже действия. Утро и день 22 июня далекого 1941 года. И еще несколько дней после начала войны. Одно и то же село — здесь родились и выросли герои фильма, крестьяне, которым судьба уготовила быть шлемоносцами, защитниками Отечества. Режиссер не спешит с развитием действия, он следит за диалектикой душевной, внутренней жизни своих персонажей. Он вместе с ними думает — иногда молча, иногда размышляя вслух. Эти люди, усвятцы, как и миллионы их сограждан, лопали в одно из самых страшных испытаний истории, шагнули из мира в войну. И постепенно, не сразу, они осознают это — и всю предстоящую тяжесть борьбы, и свое место перед лицом непоправимого, и свое предназначение — отстоять родную землю, детей, будущее.
Экран, раскрывая этот душевный переворот, внутреннее перерождение героев — крестьян, становящихся солдатами — из будничного и привычного деревенского бытия извлекает обобщение и символику. Мы видим то, что видели уже многократно, что видели и другие до нас, — привольные сенокосные луга, речные омуточки, стайки легких облаков по окоему горизонта, вареную картошку и свежие огурцы на деревянной столешнице, светлоголовых детей у крыльца отчего дома. Но перед лицом войны, разрушения все это, обыденное и знакомое, кажется особенно прекрасным. Это Родина — тут наша жизнь, наше грядущее.
Жанр фильма я определил бы как народную хронику. Герой ленты — народ. Вот эти самые хлебопашцы, косцы и конюхи. Фильм говорит нам о них больше, чем мы видим. Действие так и не вырывается за околицу села, а мы-то додумываем судьбы тех, кто ушел отсюда из родных домов, на запад, на фронт. Попадут они конечно в матушку-пехоту, эти деревенские мужики, и хлебнут по самую завязку солдатского труда. А к тому же винтовками и гранатами примут на себя самый страшный первый удар врага, пройдут через тяжелейшие испытания первых месяцев войны. И не многие из них доживут до Победы.
Очень хороша сцена проводов мужиков в доме деда Селивана. Замечательный Иван Лаликов создает образ старого солдата, мудреца и книгочея, который на свой лад благословляет молодых односельчан на поле брани. Сцена фольклорна, более того, в ней угадывается та духовная традиция, что существует в живой связи поколений, что скрепляет нравственное самочувствие народа.
Из галереи лиц. кои обрисованы в фильме любовно, старательно и выпукло, постепенно на первый план выходит кряжистый, добротной кладки Касьян, немногословный и много думающий тридцатилетний мужик. В искреннем исполнении Владимира Гостюхина на экране предстает коренной русский крестьянин-трудяга. В облике этого завтрашнего солдата угадываем мы судьбу целого поколения наших сеятелей и хранителей.
Читается в глазах, проскальзывает в думах Касьяна цена нашей победы над врагом. Тут, в этих думах, нет дна. Есть вера. Есть готовность умереть за Родину.
Тут найдена правда.