Жизнь, полная красоты и силы (Советский экран №8 1978 г.)

дополнение к увиденному

Таисия ПАНЧЕНКО

Образ Марии Александровны Ульяновой — матери Владимира Ильича Ленина — воссоздан во многих произведениях советских писателей. Ярко о ней рассказали и ее дети. Анна Ильинична Ульямовв-Елизарова писала: «Не находя интереса в нарядах, сплетнях и пересудах, составлявших в то время содержание дамского общества, Мария Александровна замкнулась в семье и отдалась со всей серьезностью и чуткостью воспитанию детей… Никогда не возвышала она голоса, почти никогда не прибегала к наказаниям и умела добиться большой любви и послушания детей. Любимым удовольствием ее была музыка… И дети любили засыпать под ее музыку, а позднее — работать под нее».

А вот что пишет о ней самая младшая из детей Ульяновых — Мария Ильинична: «Это была цельная жизнь, полная самой светлой красоты и силы. Свои большие, недюжинные способности, которым условия жизни не дали развернуться, светлый ум и горячее сердце она отдала безраздельно своим детям. Жестокие испытания, сыпавшиеся в изобилии на ее голову, не сломили и не ожесточили ее». Мария Ильинична рассказывала, как поразила ее мать своим заявлением, что хотела бы поехать учить крестьянских детей грамоте, а ей в то время было почти 80 лет.

Особый интерес представляют письма ее детей. В них столько тепла и заботы, что, читая их, понимаешь: это не просто мать, это друг, человек близкий по духу, не только родной, но и любимый. Письма к матери непременно начинаются «Дорогая мамочка!» В Полном собрании сочинений В. И. Ленина опубликовано 170 его писем к Марии Александровне. Письмам детей Ульяновых к матери и посвящен фильм «Письма к матери» (авторы сценария М. Коган, Н. Руднев, Ю. Щербаков, режиссер Н. Руднев, оператор Г. Ляхович, «Центрнаучфильм»). Его цель — показать влияние детей-революционеров на мать. Она достигается путем сопоставления сохранившихся фотографий. Перед зрителем проходят портреты Марии Александровны: канун свадьбы, рождение первенца, переезд в собственный дом (широко известная фотография семьи Ульяновых —1879 год), затем траур: 1886 год — умер муж; в следующем году за участие в подготовке покушения на царя казнен старший сын, Александр, затем умерла от тифа дочь Ольга.

1898 год — фотопортрет Марии Александровны, лицо светится спокойной мудростью. Авторы спрашивают: что стоит за его светом? Какой перелом? Что поддерживает ее во всех жизненных испытаниях? И отвечают, совершая экскурс в весеннюю Москву этой поры. В Москву, где еще в зените двуглавый орел — зловещий символ самодержавия. Но уже накапливаются силы, которые опрокинут этот строй.

Мария Александровна Ульянова
Мария Александровна Ульянова

В тюрьме Дмитрий — младший сын Марии Александровны. Она носит передачи… Свидания редки и коротки.

Письма, пусть даже прощупанные чужим глазом, высказывают в строках и между строк все, что нужно.

«Дорогая мамочка!.. Я соскучился по музыке, можешь себе представить, я сам этого никак не ожидал.

Жизнь какая-то каменная, жалко, что самому нельзя превратиться в камень».

Что ж это за великое дело захватило ее детей, во имя которого можно отказаться от всего — от семьи, от весны, от музыки…

Память бродит в стенах милого, старого симбирского дома. В центре дома — ее уголок. Здесь она отдыхала за книгой или вязанием, отсюда могла видеть играющих в саду детей. Анна напишет позднее о матери, что она окружала детей «внимательным и чутким надзором без излишнего стеснения их свободы».

И перед глазами вновь и вновь старший сын Александр. Почему же он не пошел путем отца? Этот путь сулил ему блестящее будущее ученого.

На первом свидании в крепости Александр просил мать простить его и понять, что, кроме долга перед семьей, у него есть долг перед Родиной.

— Да! Но эти средства так ужасны! — сказала она.

— Что же делать, если других нет, мама…

Володю и Олю поразило тогда мужество матери. Они нашли в себе силы блестяще закончить гимназию. Золотая медаль открыла Владимиру путь в университет. Но осенью он активный участник студенческой сходки. Больше того, в знак протеста против существующих порядков он подает заявление «об изъятии» его из числа студентов императорского Казанского университета. После исключения из университета он вслед за Анной становится вторым поднадзорным в семье.

«Отныне, — звучат с экрана слова, — империя берет на себя надзор за детьми Марии Александровны Ульяновой. Надзор, исключающий свободу».

В августе 1893 года Владимир едят в Петербург. Зачем? Ради адвокатской практики? В его письмах идет речь о комнате, в которой живет, о приходно-расходной книге. Он оберегает мать от новых волнений, а она беспокоится еще больше…

Декабрь 189S года. Владимир Ильич арестован. Мать с дочерьми приезжает в Петербург. Короткие свидания в присутствии надзирателя. Письма, книги с тайнописью. Их передают сестры. Они единомышленники. И мать стремится понять своих детей. Она хочет быть с ними. У нее нет другой жизни.

Получив несколько дней свободы перед отправкой в ссылку, Владимир Ильич знакомит мать с товарищами по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса». Потом из Сибири письма ко всем членам семьи, пакеты со статьями идут на ее имя. Этим сын старался подчеркнуть дорогое для него духовное сближение с матерью.

В последние годы Мария Александровна кочует из города в город, она всегда рядом с теми из детей, кому больше нужна ее помощь. Сохранился ее паспорт — а нем около 30 прописок в разных городах н губерниях России.

Фильм возвращает нас к весенней Москве 1898 года. Мария Александровна идет к губернской тюрьме, где уже полгода в заключении находится ее младший сын Дмитрий. Она несет ему в подарок свою фотографию, которую сделала по его просьбе.

«Нас привлекла загадка портрета, за нею открылся перелом в судьбе матери…

Всмотритесь: в ее глазах — ощущение полноты жизни…» — так кончается фильм.

Экран гаснет. А зритель все еще думает о необыкновенной судьбе женщины — матери Ленина.

Приходят на память воспоминания Марии Ильиничны Ульяновой.

«Незадолго до смерти Мария Александровна сказала: «Если бы можно было проснуться через несколько десятков лет и посмотреть, что будет тогда на земле, как будут жить тогда люди». Ни она, ни мы не предполагали тогда, что не только через несколько десятков лет, но уже через несколько месяцев наступит та долгожданная революция и свобода, за торжество которой погибло так много лучших людей. Всего несколько месяцев не дожила Мария Александровна до февраля 1917 года, до возвращения Владимира Ильича из эмиграции. А какой радостью было бы для нее видеть свободу в России, каким хорошим завершением ее прекрасной жизни явилось бы это!»

Оме умерла 12 июля 1916 года. В Ленинграде на Волновом кладбище строгий памятник: на высоком пьедестале вылитая из бронзы фигура Марии Александровны. На нем длинное платье, на плечах — шаль, рука прижимает к груди письмо… Сюда, на Волково кладбище, 4 апреля 1917 года, в первое утро после десятилетней эмиграции, пришел ее сын — Владимир Ильич Ланин — поклониться дорогой могиле.

Фильм документален. И в этом его ценность. Он заставляет размышлять, появляется желание перечитать книги о М. А. Ульяновой, ее переписку с детьми.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.