Александр Абдулов родился в 1953-ем году в Тобольске в семье заслуженного артиста РСФСР Гавриила Даниловича Абдулова. Когда мальчику исполнилось три года, родители переехали в Фергану. Там отец возглавил русский драматический театр, который сам организовал в начале 30-х годов. Он мечтал о преемнике, но старшие дети — Роберт и Владимир не проявляли интереса к актерской профессии.
Гавриилу удалось увлечь театром младшего сына, однако предпочитал юный Абдулов все-таки музыку и спорт (профессионально занимался фехтованием). По настоянию родителя, он пытался поступить в Щепкинское училище, но конкурс не прошел. Саша вернулся домой и до следующих вступительных экзаменов трудился рабочим сцены. Вторая попытка увенчалась успехом: его приняли в ГИТИС в мастерскую Иосифа Раевского.
С четвертого курса Абдулов играл на сцене «Ленкома». Ассистент Марка Захарова увидел его в учебной постановке и порекомендовал режиссеру. Тот устроил Александру прослушивание и взял на роль в спектакле «В списках не значится». В 1974-ом году Абдулов окончил ГИТИС, и Захаров зачислил его в штат. В «Ленкоме» актер прослужил до конца своих дней. С первых лет он играл главные роли и вскоре стал ведущим артистом труппы и любимцем режиссера.
Марк Анатольевич прощал ему нарушения трудовой дисциплины и частые отлучки на съемки. Но однажды терпение режиссера иссякло. Абдулов пришел на дневной спектакль «Поминальная молитва» после бурно проведенной ночи, переоделся в сценический костюм и… лег спать. Актера разбудили, он вышел на сцену, однако не смог произнести ни слова, потому что напрочь забыл текст. За сорванный спектакль Захаров выгнал его из театра. Впрочем, гнев режиссера быстро утих и он принял Александра обратно.
Большинство коллег любили Абдулова за отзывчивость и доброту. Грубым и надменным представляли его папарацци, пострадавшие от горячего нрава актера. Он не выносил наглого вмешательство в частную жизнь и, случалось, кулаками отстаивал свою честь и достоинство. Очень трогательная дружба связывала Александра с пожилой актрисой Татьяной Пельтцер, последние годы которой он скрасил сыновней заботой.
В кинематографе Абдулов дебютировал в студенческие годы, начав с эпизодов. И первым успехом (инженер Щукин в «12 стульях»), и всенародной славой (Медведь в «Обыкновенном чуде») актер был обязан тому же Марку Захарову. Он сыграл яркие роли в лучших фильмах режиссера: «Тот самый Мюнхаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и «Убить дракона».
Не менее плодотворным было его сотрудничество с другими знаменитыми кинорежиссерами: Аллой Суриковой, Татьяной Лиозновой, Станиславом Говорухиным и т.д. Огромную популярность завоевала музыкальная комедия Константина Бромберга «Чародеи», где Александр исполнил роль жениха «ведьмы» Алены, в образе которой выступила Александра Яковлева. Всем пришлось подстраиваться под бешеный график актера: он мог работать только по ночам, так как снимался в четырех картинах одновременно. «Чародеи» стали пятой по счету.
Еще одну звездную роль Абдулов должен был сыграть у Георгия Юнгвальд-Хилькевича в «Мушкетерах». Его уже утвердили на роль Д’ Артаньяна и сшили костюмы. Полным ходом шли пробы с будущими партнерами, но вмешался случай.
Режиссер познакомился с Михаилом Боярским и решил, что тот больше похож на гасконца. Он отдал Михаилу роль Д’Артаньяна и, терзаемый угрызениями совести, ушел в двухнедельный запой (они с Александром считались друзьями). Георгий не нашел в себе мужества лично сообщить актеру о замене.
Абдулов обо всем узнал и сам позвонил Юнгвальд-Хилькевичу, чтобы «расставить все точки над i». Он повел себя очень достойно и пожелал режиссеру удачи, но их дружеские отношения на этом закончились. Руководство было не в восторге от кандидатуры Боярского. Чтобы его утвердили на роль Д’ Артаньяна, Георгию пришлось «пожертвовать» своей Констанцией — Евгенией Симоновой. Вместо нее режиссеру, по его словам, «навязали» Ирину Алферову, жену Абдулова.
90-е годы не отразились на занятости Александра. Он активно снимался до конца жизни, не пренебрегая сериалами (на мой взгляд, лучшим из них был «Мастер и Маргарита», где актер блестяще сыграл Коровьева).
Однако в последние годы его больше интересовала режиссура. Абдулов снял два фильма: музыкальную сказку «Бременские музыканты» и комедию «Лузер» (совместно с Владимиром Фатьяновым), которые вопреки затраченным душевным силам не имели успеха. Уже будучи тяжело больным, он запустился с картиной «Гиперболоид инженера Гарина», но завершить ее не успел.
Личная жизнь Александра Абдулова
В жизни советского плейбоя было невероятное количество любовных похождений и всего два брака. В самом начале работы в «Ленкоме», Абдулов страстно влюбился в американку Карен Андерсон, представительницу американского банка. Они познакомились у общих друзей, завязался роман, который молодой человек и не думал скрывать. За каждым иностранцем пристально наблюдали «органы», поэтому Александра вызвали на Лубянку. «Стучать» на любимую девушку он отказался. Карен выслали из страны якобы за шпионаж, а Абдулов попал в списки невыездных.
Первой женой актера стала Ирина Алферова, коллега по «Ленкому». Она пришла в театр двумя годами позже Александра и сразу покорила его сердце. Абдулов умел шикарно ухаживать и вскоре добился взаимности.
Они расписались и даже обвенчались. Александр удочерил маленькую Ксюшу — дочь Алферовой от первого брака с болгарским дипломатом. Общих детей они так и не завели, хотя Абдулов очень этого хотел.
Красивых, успешных актеров считали идеальной парой и они старательно поддерживали имидж в течение многих лет. На самом деле все обстояло иначе: Александру было мало простого семейного счастья. Он предпочитал проводить время в компании многочисленных друзей, которых Ирина не пускала в дом, пристрастился к азартным играм (впоследствии увлечение переросло в настоящую игроманию). Не отказывал себе в романах на стороне, о чем Алферова догадывалась, но прямых доказательств измены мужа не имела.
Через 14 лет они расстались, а развод оформили позже. Алферова в недалеком будущем вышла замуж за актера Сергея Мартынова, а Абдулов еще долго менял женщин. Задержалась в его жизни только Галина Лобанова (по слухам, балерина), с которой он познакомился во время круиза на теплоходе «Федор Шаляпин». Они прожили вместе 8 лет, но предложения руки и сердца девушка так и не дождалась.
Галина пыталась «перевоспитать» Абдулова, однако он не собирался отказываться от богемных тусовок и романтических приключений. Он спускал огромные деньги в казино, а однажды проиграл свою квартиру. Пока Марк Захаров не «выбил» для Александра новое жилье, они с Галиной скитались по друзьям. В конце концов актер ушел от Лобановой, оставив ей в подарок «захаровскую» квартиру. Он приобрел участок во Внуково и построил там дом для себя и отдельный дом для матери и старшего брата. Абдулов был одним из самых высокооплачиваемых актеров в стране и все без исключения родственники жили за его счет.
Следующей пассией Александра стала начинающая журналистка Лариса Штейнман, которая провела с ним всего год, но после смерти актера активно пиарилась на его имени. Даже книгу написала о своей «великой любви» — «Гений: инструкции по применению» (весьма гаденькое чтиво, изобилующее интимными подробностями).
Последняя любовь в конце пути, дочь Александра Абдулова
В начале 2000-х Абдулов заметно постарел. У него появились серьезные проблемы с сосудами и желудком. Александр глотал обезболивающие таблетки и жил в том же сумасшедшем ритме. Времени на медицинское обследование у него не хватало. В 2005-ом году актер встретил свою последнюю любовь — 30-летнюю Юлию Мешину, юриста по образованию. Она стала второй женой Абдулова и подарила ему долгожданную дочь Женю.
Ради семьи Абдулов полностью изменил образ жизни, но было слишком поздно. В августе 2007-го года он попал на операционный стол с прободной язвой. В ходе операции у него обнаружили онкологию. Диагноз — неоперабельный рак легкого подтвердили в израильской клинике.
Последние месяцы актер находился в Центре сердечно-сосудистой хирургии в Москве. Он встретил с семьей Новый год, приехав домой на несколько часов. 3 января 2008-го года Александр Гавриилович скончался на 55-ом году жизни на руках у жены. Их дочери было 9 месяцев.
Гражданская панихида состоялась в «Ленкоме», а отпевание — в Церкви Рождества Богородицы в Путинках. Тело народного артиста предали земле на центральной аллее Ваганьковского кладбища.
Жене сейчас 14 лет. Внешне она очень похожа на знаменитого отца и уже сыграла свою первую роль в картине Аллы Суриковой «Любовь и сакс».
Оцените статью: