Лейтенант Виктор Сорокин после окончания военного училища приезжает в часть. Ему дают взвод, и еще не успевший привыкнуть к офицерским погонам лейтенант становится воспитателем солдат, таких же молодых парней, как и он сам. Непростое это дело — новоиспеченному командиру заслужить доверие и уважение танкистов, которые вначале довольно снисходительно на него поглядывают. А Сорокин ведет себя странно. Вместо того, чтобы наказать солдата, небрежно отдавшего честь, вдруг начинает объяснять ему, когда и почему возникло это приветствие (с рыцарских времен!) На учениях по вине водителя танк провалился под воду. И молодой командир берет всю ответственность на себя. Только позже, наедине, говорит лейтенант Сорокин виновнику происшествия о том, что он в действительности думает по этому поводу…
Роль Сорокина в фильме «Строгая мужская жизнь» («Ленфильм», режиссер А. Граник) сыграл Анатолий Матешко. В то время молодой актер только что окончил кинофакультет Киевского театрального института имени И. К. Карпенко-Карого и сам, как его герой, находился на пороге вступления в жизнь. Эта общность в биографии персонажа и исполнителя роли не могла не предопределить той увлеченности, с которой актер работал над образом. Он и сейчас, вспоминая эту работу, считает ее наиболее удачной.
Эта роль не была первой. Еще только поступив в институт, Матешко снялся в телевизионном фильме «Как закалялась сталь». Его герой появлялся там всего на одну-две минуты. Он встает с бетонного, слегка прикрытого соломой пола, на котором тесными рядами лежат комсомольцы — строители узкоколейки в Боярке, крадучись, выходит из барака и тут сталкивается с Павкой Корчагиным.
— Сволочь! Бежишь?!
— Не сволочь я, просто не могу больше, понимаешь, не могу! — сдавленно говорит парень, потом как-то отрешенно стаскивает сапоги и отдает их Павлу.
В маленьком этом эпизоде актер сумел точно передать состояние персонажа — бесконечную усталость, стыд от сознания того, что вот струсил, оказался слабее других, отчаяние, что не может быть с теми, кто остается…
Анатолий Матешко играл десятиклассника Стаса в ленте «Земные и небесные приключения», строителя Игоря («Канал»), рядового Дойникова («Голубые молнии») и ряд других ролей. По этим работам можно уже говорить о творческом лице молодого актера. Ему присуща сдержанная, я бы сказал, экономная манера игры. Его героев отличают внутренняя порядочность, благородство, интеллигентность. Таким образом, ясна линия поисков исполнителя, его стремление постигнуть внутренний мир героев, почти всегда сверстников, современников.
… Кто такой, в сущности, Шурик Клейменов («Сын чемпиона»)? На первый взгляд парень несерьезный, болтун, как говорит о нем его отец, старший тренер команды горнолыжников. Нелепо выглядит Шурик в своем ультрамодном облачении на фоне иссиня-белых с разноцветными фигурками лыжников склонах Чегета. Нелепо, хотя и на лыжах стоять умеет, — сам был чемпионом. Но все приехали сюда на соревнования бороться за победу, а Шурик так просто, при отце-тренере, катается в стороне от трассы. И в общем-то сам не знает, чего хочет — бросил лыжи, теперь вот увлекся музыкой, но опять-таки несерьезно: скоро, видимо надоест и это занятие.
Играя эту роль в фильме, оказавшемся весьма далеким от совершенства, Матешко стремится передать черты возмужания, становления характера, в решающий момент его Шурик доказывает делом, на что он способен, и вновь оказывается «на трассе».
Десяток ролей в кино- и в телефильмах, несколько из них главные. Казалось бы, чего еще может желать двадцатишестилетний актер? Но когда я просто так, «на всякий случай», спросил Анатолия, доволен ли он сам, как складывается его актерская судьба, он чуть подумав, ответил:
— Не совсем.— Потом решительно уточнил: — Нет — И стал пояснять, что да, конечно, и сыграно в общем-то немало, и роли были значительные, но, хотелось бы большего разнообразия в характерах, которые приходится воплощать, большего простора для поисков.
У нас было совсем немного времени для разговора — заканчивалось озвучание фильма «Быстрее собственной тени», в котором Анатолий играет главную роль. Картину поставил на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького режиссер Павел Любимов. Ну а что за образ создает Анатолий? Спортсмен, бегун-стайер Петр Королев, человек сильной воли, обладающий высокими нравственными качествами, страстно преданный спорту.
Итак, подведем некоторые итоги. За плечами Анатолия Матешко несколько заметных ролей, которые дают основание говорить о нем как о перспективном актере. Давайте запомним это имя и подождем новых работ…
И. ГРИГОРЬЕВ