Екатерина Сергеевна Васильева — одна из самых любимых зрителем советских актрис театра и кино с яркой и неожиданной биографией. Ее бурная богемная молодость завершилась принятием христианства и духовным перерождением в зрелости.
Детство
Екатерина родилась в Москве 15 августа 1945 г. в семье популярного поэта-песенника Сергея Васильева и Олимпиады Макаренко — племянницы знаменитого русского педагога Антона Семеновича Макаренко. Кроме Кати, у родителей был еще младший сын Антон (впоследствии — писатель и режиссер). Когда девочке исполнилось 12 лет, родители развелись и мать с двумя детьми перебрались в коммуналку. В прошлом осталось материальное благополучие с государственной дачей, шофером и домработницей. Алиментов отца на жизнь не хватало (кстати, вполне щедрых по тем временам — целых 200 рублей в месяц) и Катя была вынуждена помогать матери содержать семью— подрабатывала на почте. Театром она интересовалась с детства и с 15-ти лет начала заниматься в театральной студии при Доме ученых, переиграв на ее сцене все главные роли. А вот учеба Катю не интересовала совсем — девушка получала сплошные двойки, т.к. была убеждена, что в будущем эти знания ей не понадобятся. Поэтому аттестат ей удалось получить только в школе рабочей молодежи.
Начало карьеры. Театр
В 1962 г. Васильева поступила во ВГИК на актерский курс режиссера Владимира Белокурова, который закончила в 67-м году. В этом же году была принята в труппу Театра им. Ермоловой, где прослужила 3 года. Затем в течение 4-х лет работала в театре «Современник», а с 74-го года стала актрисой МХАТа (с 87 г. — МХТ им. Чехова), на сцене которого играла 17 лет, параллельно сотрудничая с Московским драматическим театром «Сфера»(81-88 г.). Екатерина работала с такими прославленными режиссерами, как Олег Ефремов, Анатолий Эфрос, Кама Гинкас, Лев Додин и являлась одной из ведущих актрис труппы.
Кино
Свою первую небольшую роль в кино Екатерина получила, будучи еще студенткой ВГИКа — в фильме Федора Филиппова «На завтрашней улице» (1965 г.), а в главных ролях впервые снялась в картинах режиссера Виктора Титова «Солдат и царица» (68 г.) и «Адам и Хева» режиссера Алексея Корнеева (69 г.).
Славу Екатерине принесла роль атаманши Тульчинской в киноленте «Бумбараш» режиссеров Николая Рашеева и Абрама Народицкого (72 г.).
Даже играя роли второго плана, Васильевой удавалось создавать невероятно яркие образы, которые запомнились зрителю: легкомысленная Анаис в «Соломенной шляпке» (74 г.), первая дама Эмилия в «Обыкновенном чуде» (78 г), тетя Полли в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» (81 г.), доктор магических наук Шамаханская в «Чародеях», где ее злым чарам подверглась Аленушка в исполнении очаровательной Александры Яковлевой (82 г.) и многие, многие другие.
Все 70-е и 80-е годы актриса активно работала в кинематографе, сыграв за это время более чем в 100 картинах. Она удостоена многих высоких премий и наград, имеет звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР.
Личная жизнь
Несмотря на далеко не совершенную внешность актрисы (в этом плане некоторые сравнивали ее с Фаиной Раневской), недостатка в поклонниках у Васильевой не было. Ее первым мужем стал студент со сценарного курса ВГИКа Сергей Соловьев (Екатерине тогда было 20 лет, Сергею — 21). Он считал свою жену «женщиной неслыханной красоты, необыкновенно умной и абсолютно внутренне свободной».
Супруги поселились сначала в коммуналке Екатерины, потом скитались по съемным квартирам, почти нищенствовали, но жили весело и свободно — любое их жилье становилось местом встреч московской богемы. Васильеву не интересовал мещанский быт с его «борщами и фикусами». Молодые люди бурно ссорились и мирились, в жизни Екатерины появлялись другие мужчины, но Соловьев прощал жене даже измены в стремлении сохранить семью. И все-таки через 7 лет их брак рухнул: Екатерина влюбилась в талантливого драматурга Михаила Рощина и окончательно ушла от мужа. Сергей очень тяжело переживал развод, но сумел понять бывшую жену и сохранить с ней дружеские отношения.
Рощин на тот момент тоже был женат на актрисе Лидии Савченко, но влюбленную пару это не остановило.
Вскоре они вступили в брак, родился сын Митя, но образ жизни и в этой семье сохранился прежний — гости, застолья, рестораны… У Васильевой начала развиваться алкогольная зависимость. Их союз просуществовал всего 3 года — узнав об измене мужа с домработницей, Екатерина ушла от Рощина.
Духовный путь
И Михаил Рощин, и родной брат Антон Васильев убеждены, что если бы Екатерина не обратилась к Богу, ее жизнь могла закончиться весьма плачевно. А началось все так: однажды ночью у 2-х летнего сына Мити поднялась очень высокая температура. В это время Васильева с Рощиным снимали дачу в Лесном городке. Добираться до ближайшей московской больницы было слишком долго и родители в поисках спасения побежали в поселок. Нашли детский сад, разбудили врача и она смогла оказать ребенку необходимую помощь. Этим врачом оказалась Екатерина Трубецкая, глубоко верующая женщина, с которой актриса подружилась. Именно она впоследствии убедила Васильеву пойти в храм и познакомила с отцом Владимиром Волгиным. Он стал духовным наставником актрисы и ее сына Дмитрия. Постепенно жизнь Васильевой изменилась: она обрела душевный покой и новый смысл в своем существовании. Теперь уже сама актриса приводила в храм нуждающихся в духовном руководстве людей, стала крестной матерью для многих детей своих друзей, в т.ч Владислава Галкина и Екатерины Шукшиной.
В 93-м году Васильева ушла со сцены и из кинематографа и стала служить казначеем в московском храме Софии Премудрости Божьей в Средних Садовниках. Ее основной обязанностью был сбор средств на восстановление этого храма по кабинетам высоких чиновников (актриса побывала и у Березовского, и у Чубайса — оба денег пообещали, но так и не дали ни копейки). После возвращения в кинематограф в 97-ом г., актриса не оставила службу в храме. Она не скрывает, что вернулось в мир искусства исключительно в силу материальной необходимости. На каждую роль и вообще любой серьезный шаг в жизни, Екатерина просит благословения своего духовного отца Владимира Волгина.
Настоящее время, судьба сына Дмитрия Рощина
На данный момент актриса живет с семьей своего сына в арендованном подмосковном доме. Дмитрий Рощин частично повторил путь матери — закончил ВГИК, но потом решил стать священником. Сейчас он является настоятелем храма священномученика Антипы, в котором Екатерина Васильева тоже служит казначеем. У них с матушкой Любой (дочерью известного московского скульптора В. Клыкова) семеро детей.
Своим главным успехом в жизни актриса считает не творческие достижения, а то, что она — мать священника.
Оцените статью:
Мысль на тему “Екатерина Васильева: почему знаменитая актриса кардинально изменила свою жизнь”
Спаси и Сохрани, Господи