«Здравствуйте, надеюсь, что кино вы любите все…»
Ответом был хор утвердительных возгласов. Так началось мое первое экспериментальное занятие по «Основам киноискусства» в одном из восьмых классов средней школы N° 28 нашего города. Первое занятие самое ответственное, ведь от него зависит, заинтересуются ли ребята новым для них предметом.
Можно было бы начать свой рассказ и с первых киносеансов братьев Люмьер и с «Понизовой вольницы», но я начинаю темой, способной наверняка вызвать интерес, хотя бы мужской половины класса, — «Что такое вестерн». И не ошибаюсь этот динамичный жанр особенно привлекателен в школьном возрасте. Как правило, подростки стараются не пропустить ни одного нового фильма с участием знаменитого «индейца» — актера Гойко Митича.
Вопросов хватает. На некоторые из них сами ребята дают друг другу исчерпывающие ответы. Огромный интерес вызывает техника трюков комбинированных съемок. Девочек больше занимают биографии актеров. Законы жанра, режиссура, игра артистов, изобразительное решение находятся пока вне обсуждения. Разговоры об этом будут позже. Урок пролетает незаметно. Все идут домой, оживленно переговариваясь.
Через неделю мы встречаемся снова.
И теперь уже вопросы задаю я. Предлагаю ребятам вспомнить, какие фильмы последних лет они считают лучшими. Сначала — невообразимый шум. Минут через десять на моем столе лежат записки. В них названы картины разного качества и разных жанров: комедии, мюзиклы, мелодрама, детектив. Случается и так, что какая-нибудь «Легенда о динозавре» заслоняет от ребят такие фильмы как «Ключ без права передачи», — посмотрели его очень немногие. Радует, однако, что им близки и понятны такие, несомненно, талантливые вещи, как тонкий, лиричный «Сто дней после детства» и остропроблемный «Школьный вальс».
Следующие занятия были посвящены разговору о фантастике, о детективе, об экранизациях, о творчестве Владислава Дворжецкого. Экспериментальные уроки показали: интерес школьников к изучению киноискусства огромен. Они всегда с радостью оставались после уроков, чтобы обсудить фильмы или просто поговорить о кино.
И еще хочу сказать об одном: несмотря на определенные положительные сдвиги — в Эстонии, например, введено преподавание «Основ киноискусства», кино как школьный предмет, к сожалению, находится в положении пасынка при литературе. Кинофакультативы (об обязательном обучении и говорить не приходится) все еще не получили широкого распространения. Аналогичная картина сложилась и в педагогических вузах. А ведь кино любят все.
А. ФЕДОРОВ,
инженер комбайнового завода,
студент 2-го курса заочного отделения киноведческого факультета ВГИКа,
Таганрог