Кеша Смоктунович родился в 1925-ом году под Томском в крестьянской семье. Через несколько лет родителей раскулачили. Вместе со своими шестью детьми они перебрались в Красноярск, где жили родственники отца. Там прошли детство и юность будущей знаменитости. В 14 лет подросток впервые посетил спектакль и навсегда «заболел» сценой. В 1942-ом году Иннокентий устроился в местный драматический театр в качестве статиста, но вскоре его призвали на фронт.
В 1943-м году, под Киевом он был захвачен в плен. Бежал, вступил в партизанский отряд, впоследствии объединившийся с войсками действующей армии. Смоктунович сражался в стрелковом полку, командовал ротой автоматчиков. Победу встретил в Германии с двумя медалями «За отвагу».
После войны он вернулся в Красноярск, поступил в театральную студию при драмтеатре, но учебу не завершил. Все, кто побывал в немецком плену, находились под подозрением в измене Родине. У Иннокентия был запрет на проживание в 39-ти самых крупных городах Советского Союза, но он понимал, что в любой момент ситуация может измениться к худшему. Узнав, что арестован его друг, тоже бывший военнопленный, Смоктунович спешно уехал в Норильск (у самих «органов» не получилось бы сослать его дальше).
Его приняли в труппу местного драмтеатра, где в то время работал ссыльный Георгий Жженов. Актеры подружились на всю жизнь. Впоследствии они снимутся вместе в нескольких фильмах, лучшим из которых была комедии Рязанова «Берегись автомобиля». Директор театра потребовал от Иннокентия изменить фамилию — Смоктунович звучала слишком по-еврейски, а в стране шла кампания по борьбе с космополитизмом (на самом деле у него были белорусские корни). Так появилась фамилия Смоктуновский. В течение 9 лет он выступал на разных провинциальных сценах, а в 1955-ом году решил попытать счастья в столице.
Иннокентия временно приютили московские коллеги — Леонид и Римма Марковы, с которыми он познакомился, когда работал в Махачкале. Смоктуновский обошел практически все театры, но никто не заинтересовался неизвестным актером без профессионального образования. Наконец, его взяли на разовые роли в Театр имени Ленинского комсомола. Здесь Иннокентий встретил свою будущую супругу — Суламифь Кушнир, работавшую заведующей пошивочного цеха. Именно она помогла мужу с карьерой.
В цеху у Суламифи трудилась портниха, которая обшивала на дому знаменитую Марину Ладынину, жену директора «Мосфильма». Вот таким путем актер попал на аудиенцию к могущественному Ивану Пырьеву. Тот дал указание зачислить Смоктуновского в штат Театра-студии киноактера. Это стало переломным моментом в его творческой биографии. Иннокентия начали приглашать в кино на небольшие роли и вскоре на него обратил внимание Георгий Товстоногов.
В 1957-ом году худрук БДТ готовился к постановке «Идиота». На главную роль был уже утвержден Пантелеймон Крымов, актер талантливый, но сильно пьющий. Он не явился на первую же репетицию, за что поплатился увольнением. В своей труппе режиссер не нашел замены Крымову. Существуют две версии как Смоктуновский получил роль князя Мышкина. Согласно одной, его порекомендовал Товстоногову Евгений Лебедев, который вместе с Иннокентием снимался в фильме «Шторм». Вторая гласит, что сам Георгий Александрович увидел его в картине «Солдаты» и воскликнул: «У него глаза Мышкина!». И распорядился срочно вызвать Смоктуновского в Ленинград.
Роль давалась актеру мучительно, но грандиозный успех спектакля стоил затраченных усилий. Пресса разразилась восторженными рецензиями, зрители приезжали из других городов, чтобы посмотреть на нового гения, поклонницы в порыве чувств отрывали от его плаща пуговицы «на память». Иннокентий сразу получил квартиру и самую высокую ставку — то, чего актеры добиваются годами упорного труда.
Смоктуновский не задержался в БДТ — Товстоногов не предлагал ему новых ролей, а коллеги не могли простить «выскочке» молниеносной славы и материальных благ. Иннокентий не хотел ждать и стал искать работу в кино, что привело к конфликту с худруком. В 1960-ом году он подал заявление «по собственному желанию» и покинул БДТ. Товстоногов не подписывал его два месяца, надеясь, что актер одумается, но Иннокентий не вернулся. Точнее, он вернулся, но через 2 года, когда режиссер собирался ставить «Горе от ума». Смоктуновский мечтал сыграть роль Чацкого, однако Товстоногов не забыл его «предательства» и обратно не принял.
Последующие годы актер активно снимался в кино и только в 1972-ом году снова вышел на сцену. Его пригласили в Малый театр на главную роль в постановку «Царь Федор Иоаннович». Смоктуновский блистал в этом спектакле 4 года, а потом его переманил во МХАТ Олег Ефремов.
Худрук очень дорожил Иннокентием и никогда не обижал, хотя ревновал к его популярности. Для Смоктуновского он неизменно находил яркие роли несмотря на огромную численность труппы. Актер последовал за Ефремовым после раздела МХАТа и оставался с ним до последнего года жизни, в отличие от многих звезд, покинувших режиссера в конце 80-х — начале 90-х (Олег Борисов, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская, Александр Калягин и т.д.).
В 1994-ом году, в возрасте 69-ти лет Иннокентий Михайлович скончался в подмосковном санатории, где проходил реабилитацию после инфаркта.
Оцените статью: