Клеймо сына «врага народа» не помешало Евгению Урбанскому стать звездой советского кино в 25 лет. Его жизнь была бурной и яркой и в творчестве, и в любви, но судьба определила ему слишком короткий земной срок.
Женя родился в Москве 27 февраля 1932 года в семье номенклатурного работника Якова Самойловича Урбанского. Одни источники утверждают, что по национальности отец был евреем, другие — украинцем. Детство Жени и его старшего брата Володи нельзя назвать счастливым. В 37-м году Якова перевели в Алма-Ату на высокий партийный пост, но уже через год арестовали и впоследствии осудили как «врага народа». 6 лет он отбывал наказание в угольной шахте в поселке Инта (Коми АССР), а его семья оставалась в Казахстане — жена, Полина Филипповна, под репрессии не попала. Когда мужа выпустили на поселение, она с сыновьями приехала в Инту. Отец продолжал трудиться на шахте, только теперь ходил на работу не из барака под конвоем, а из убогой комнатенки в коммуналке и получал зарплату.
Окончив школу, Евгений сразу уехал в Москву. Прежде чем окончательно определиться с выбором профессии, он успел поучиться в двух технических ВУЗах — Автодорожном и Горном институтах. Руководительница студенческого театрального кружка (в последнем из них) убедила высокого обаятельного парня прийти к ней на занятия. Так началось увлечение Урбанского театром. В 1952-м году он поступил в Школу-студию МХАТ в мастерскую Василия Топоркова. Вместе с ним на курсе учились такие будущие звезды как Олег Табаков, Валентин Гафт и Майя Менглет.
Вначале Евгению приходилось непросто, так как сценического опыта у него не было. Однако талант и упорство помогли ему преодолеть «зажатость». Учась на выпускном курсе, Урбанский узнал, что Юлий Райзман собирается снимать картину «Коммунист». Студент пришел на «Мосфильм» и предложил свою кандидатуру на главную роль. Режиссер удивился такому нахальству, но Евгений идеально вписывался в образ героя — коммуниста-фронтовика Василия Губанова. Райзман согласился рискнуть. Роль досталось тяжело им обоим, но дебютант работал фанатично и сумел добиться успеха. В 1959-м году на ВКФ в Киеве он получил первую премию за исполнение мужской роли, а фильм был удостоен многих наград и вошел в тройку лучших по опросу читателей журнала «Советский экран» годом ранее.
Завершив учебу, Евгений поступил в Театр имени Станиславского, где с самого начала стал играть ведущие роли. Он был так занят в спектаклях, что некоторое время отказывался от предложений кинорежиссеров. В 1959-м году Урбанский снялся у Григория Чухрая в легендарной военной драме «Баллада о солдате» в небольшой роли инвалида-фронтовика Василия со студентами Владимиром Ивашовым и Жанной Прохоренко, дебютировавшими в центральных ролях.
Фильм прославил режиссера и актеров и собрал все возможные премии на отечественных и международных кинофестивалях. Правда, для Жанны звездный дебют закончился отчислением из Школы-студии МХАТ, правила которой запрещали учащимся сниматься в кино. А Урбанскому то же самое «преступление» в свое время сошло с рук. Кстати, аналогичные требования предъявлялись и к начинающим актерам МХАТа. Например, Алексей Баталов за съемки в «Большой семье» поплатился «вылетом» из театра.
Затем Евгений сыграл одну из главных ролей — проводника геологической экспедиции Сергея в драме «Неотправленное письмо» (1959 г.) у Михаила Колотозова вместе с Иннокентием Смоктуновским, Татьяной Самойловой и Василием Ливановым. Фильм понравился зрителям, но не шел ни в какое сравнение с предыдущим шедевром режиссера «Летят журавли», где ведущую роль тоже исполнила Самойлова.
В короткой кинокарьере Урбанского все роли были яркими и запоминающимися: летчик-испытатель Алексей Астахов в еще одной военной драме Чухрая «Чистое небо», капитан Бабин в военном фильме «Пядь земли», водитель Виктор Пронякин в производственной драме «Большая руда». Свою последнюю роль руководителя автозавода Зворыкина в киноповести Алексея Салтыкова «Директор», Евгений доиграть не успел.
Павильонные съемки картины начались в 1965-м году в Москве. На натуру киногруппа выехала в Узбекистан в начале ноября. Утром 5 ноября, под Бухарой, снимали эпизод проезда автоколонны по пустыне. По сценарию машина директора должна была обогнать автоколонну и возглавить ее. Сцена не представляла особой опасности — сложным был только прыжок машины с бархана. Евгению предложили воспользоваться помощью дублера, но он отказался, потому что любил сам выполнять сложные трюки.
Однако существует другая версия — накануне его обокрали, а за работу без дублера платили вдвойне. За рулем был автогонщик-каскадер Юрий Марков. Актер сел с ним рядом. Первый дубль прошел удачно, но второй режиссер Николай Москаленко, ведущий съемку в тот день, решил снять еще один дубль. На том самом прыжке машина перевернулась. Марков выжил, а Урбанский скончался вскоре после того, как его доставили в больницу в Бухаре. Он ушел из жизни на пике славы в возрасте 33-х лет.
Личная жизнь Евгения Урбанского
Евгений влюблялся страстно, но ненадолго. В первый раз он женился в 19 лет на студентке пединститута Ольге. С ней он познакомился будучи еще студентом автодорожного института благодаря своему однокурснику — соседу девушки. Молодые люди встречались больше года, а потом расписались в тайне от родителей.
Урбанский продолжал приходить к жене «в гости», а потом возвращался к себе в общежитие. Когда их разоблачили (мать случайно открыла паспорт дочери и увидела штамп), Евгений переехал в квартиру родителей Ольги на Лосинку. В 1952-м году у пары родилась дочь. Счастливый 20-летний отец забрался по водосточной трубе на третий этаж роддома, чтобы поцеловать жену. В ее честь он назвал девочку Олей.
Вначале ничто не омрачало жизнь юной семьи. Родители с обеих сторон помогали им деньгами, теща сидела с ребенком пока Ольга и Евгений учились. Урбанский не сразу нашел себя. Прежде чем понять, что его призвание — театр, он по году проучился в двух технических институтах. Поступив в Школу-студию МХАТ Евгений с удовольствием окунулся в богемную атмосферу. Он полюбил посещать рестораны, где собиралась «продвинутая» молодежь. Когда занятия заканчивались очень поздно, что нередко случалось, Урбанский оставался ночевать в общежитии. Предупредить жену он не мог — в квартире не было телефона. Начались ссоры и взаимные обиды. А потом его ночевки вне дома участились — Евгений влюбился в первокурсницу Татьяну Лаврову.
Ольга узнала о романе мужа, но не побежала тут же подавать на развод в надежде, что его увлечение пройдет. Урбанский тоже не хотел терять семью, однако и с Татьяной расстаться не мог. Любовный треугольник все-таки распался — победила любовница. Евгений ушел от жены и какое-то время жил с Лавровой в квартире ее бабушки. Между тем, его учеба подошла к концу. Актер поступил в театр Станиславского. Вскоре ему дали комнату в коммуналке, что было настоящим чудом. Урбанский проявил благородство и вселил туда Ольгу с ребенком. А сам жил с Татьяной на съемных квартирах. Их совместная жизнь закончилась, когда Евгений встретил новую большую любовь. На московском кинофестивале в 1959-м году он познакомился латышской кинозвездой Дзидрой Ритенберга.
Впервые Урбанский увидел актрису на экране кинотеатра в картине «Мальва» и уже тогда был покорен ее красотой и талантом. Реальная Дзидра мгновенно вскружила мужчине голову. Их роман проходил… в больнице. Девушка легла в Москве на операцию — у нее были проблемы с сердцем. Евгений навещал ее каждый день и сумел вызвать ответное чувство. После выписки влюбленные поселились в складском помещении при театре в 6-иметровой комнате. Дзидре, которая выросла в достаточно обеспеченной латышской семье, пришлось привыкать к суровым условиям русского быта. Опасаясь, что она не выдержит и уедет в Латвию, Урбанский привел девушку в ЗАГС. Он включил все свое обаяние и пару расписали в тот же день.
Ритенберга поступила в театр Станиславского. Впоследствии главный режиссер Михаил Яншин «выбил» для них квартиру. Семья жила в мире и согласии. Дзидра по темпераменту была совершенным антиподом мужа — невозмутимой и рациональной как истинно прибалтийская женщина. Если у Евгения случались увлечения, она не устраивала истерик и скандалов. Однажды какая-то девица сообщила ей по телефону, что ждет ребенка от Урбанского. На что Дзидра спокойно ответила: «Привозите ребенка. Воспитаем» (мне кажется, такой выдержке можно только позавидовать). Детей у супругов не было достаточно долго. Дзидра забеременела в 37 лет (она была на 4 года старше мужа). Но Евгению не довелось увидеть свою вторую дочь — она родилась через три месяца после его гибели на съемках в Узбекистане. В его честь мать назвала девочку Женей.
Евгения Урбанского похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. Через два года Дзидра с ребенком вернулись в Ригу. Она оставила актерскую профессию, окончила режиссерские курсы и занялась режиссурой. Замуж больше не выходила и в одиночку вырастила дочь.