Наталья Белохвостикова (Советский экран №22 1981 г.)

вопрос актеру

— Как вы стали актрисой? (С. Краснова, Лесосибирск; Н. Васильева, Ростов)

— Впервые я снялась в кино в 13 лет. Собственно, это была не роль и даже не эпизод: в фильме Марка Семеновича Донского «Верность матери» я появлялась на дальних общих планах. Вряд ли такой «дебют» можно считать состоявшимся, тем более, что не он определил мое желание стать актрисой. Это произошло много позже, когда ученицей десятого класса я пришла во ВГИК в мастерскую С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой (мне разрешили присутствовать на занятиях). Постепенно я втянулась в работу мастерской и выпускные экзамены в школе сдавала экстерном, занимаясь по ночам. Зато вместе со студентами сдала сессию за первый курс, играла Офелию. А только затем уже «поступала» во ВГИК, проходя через все волнения абитуриента.

— Верно ли, что достичь творческих высот помогает личная драма, как иногда приходится читать? (С. Миличкина, Пролетарск)

— Какой необычный вопрос… Действительно, серьезные переживания, иной душевный слом не могут не влиять на человека. Тот, кто испытал потрясение, может необычайно возвыситься духовно, а может и опуститься до злобы и мелочности. Однако считать личную драму основным стимулом творчества, толчком к «достижению высот» в искусстве, мне кажется, было бы неправомерно. Ведь актер должен уметь переживать чужие беды, «пропускать через себя» чужие невзгоды. Не знаю, как бы я играла Неле в «Легенде о Тиле», если б не примеряла постоянно ее судьбу на свою собственную, сливаясь постепенно со своей героиней. Но при этом я нисколько не ощущала необходимости разделять все несчастья Неле в реальной жизни. Другое дело — настроение, состояние актера, которое, несомненно, оказывает влияние на его работу.

Наталья Белохвостикова
Фото И.Гнисюка

— Можно ли по ролям, сыгранным актером, составить представление о его человеческой сущности? (Г. Kvpкин, Ставрополь)

— По-моему, нет. Во всяком случае, не всегда. Меня вот, например, до сих пор отождествляют с моей героиней Леной Барминой из фильма «У озера». Я уже устала всех убеждать: я совсем другая. Сколько мучений стоил мне этот характер, как я ломала себя! Разумеется, нельзя было не перенять какие-то черты Лены, натуры сильной и яркой; конечно, в чем-то я изменилась под воздействием роли. Первое время меня не узнавала мама, мне удивлялись брат и отец. И все-таки то была я, а не Лена Бармина. И большинство моих героинь — женщины, на меня непохожие. К каждой из них я шла путем труднейшего самопреодоления.

— Вам довелось сниматься с такими партнерами, как Василий Шукшин, Владимир Высоцкий. Что вам особенно запомнилось из общения с ними? (С. Алексеенко, Москва; М. Канахина, Ленинград)

— В самом деле, судьба словно благоволила ко мне, послав столь дорогие встречи. На фильме «У озера» Василий Макарович Шукшин был первым в моей жизни партнером, и я страшно волновалась, когда шла на первую репетицию. А увидела человека, который нервничал не меньше моего, постоянно мял в дрожащих пальцах сигарету, прятал мятущийся взгляд. Меня это потрясло: такой опытный, талантливый человек с таким волнением приступал к новой работе. И еще одна особенность Шукшина, поистине магическая, меня поражала — стоило Василию Макаровичу появиться на съемочной площадке, как все проблемы, казалось, решались быстрее, рядом с Шукшиным работать было очень интересно и легко. В его присутствии все становились добрее.

С Владимиром Высоцким мы встретились на телевизионной картине «Маленькие трагедии» в постановке Михаила Швейцера. Фильм снимался в напряженном ритме. Высоцкий относился к себе беспощадно, каждая минута была у него на счету. Иногда он приезжал на съемки с концерта — после съемок уезжал в театр. В обеденный перерыв, не снимая грима, ехал, бывало, в аэропорт встречать друга, а еще он умудрялся писать… Я не знаю, как его на все хватало.

Так случилось, что во время съемок я заболела. Но все равно снималась — поджимали сроки. И однажды утром в гримерную пришел Высоцкий и принес только что написанные стихи — про Дону Анну. Он чувствовал, что мне было тяжело, и решил как-то поддержать. Он был добрый человек.

— Какова, по вашему мнению, связь между гражданской, общественной позицией актера и его экранными работами? (Г. Кузнецов, Свердловск)

— Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно эта связь в первую очередь определяет характер актерского творчества. Собственно, в любой профессии человек может так или иначе проявить свои гражданские качества.

Позиция актера заявлена уже на стадии выбора роли: насколько важен и интересен для тебя образ, который ты берешься воплотить, настолько серьезна перспектива выразить в роли то, что волнует, что близко тебе. Кроме того, какова бы ни была роль — главная или эпизодическая, положительная или отрицательная, — она всегда несет в себе общую авторскую идею фильма. В этом смысле кино — искусство единомышленников, в чем еще раз я убедилась, снимаясь в картине «Тегеран-43». Фильм собрал людей разных национальностей, актеров различных школ и направлений, но мы были едины в главном — в стремлении создать антифашистское кинопроизведение.

Беседу вела А. КАГАРЛИЦКАЯ

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.