Не только разведчик… (Советский экран №1 1975 г.)

Сегодняшнюю таллинскую улицу загримировать под двадцатые годы довольно просто.
Отвинчивается от фасада представительного особняка современная вывеска. Убирается со стены дорожный знак. Просят отойти в сторону мальчишек в школьной форме и любопытных девушек в брючных костюмах. Вот, пожалуй, и все. Сейчас укрепят возле подъезда полосатую будку, наклеют усы артисту, изображающему часового, и можно снимать. Смеркается. А на экране мы увидим ночь. Ветер. Тени на узких улицах. Чье-то лицо, мгновенно выхваченное камерой из темноты. Силуэт человека. Что-то таинственное свершается сейчас во тьме.
Предвкушение детектива буквально разлито в воздухе. На студии «Таллин-фильм» снимается двухсерийный цветной фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата» по роману и сценарию Юлиана Семенова.
Поскольку это будет уже третья (после «Пароль не нужен» и «Семнадцать мгновений весны») картина, где действует разведчик Максим Максимович Исаев, разговор о будущем фильме захотелось начать именно с этой фигуры.

— He смущает ли вас, — спросила я режиссера Г. Кроманова, — что слишком много Исаевых на экране? Слишком много детективов, если даже не именно с этим героем, то похожим на него разведчиком, действующим в сходных ситуациях. Кроме того, зрители, свыкшиеся за долгие вечера у телевизора с Исаевым — Штирлицем в исполнении В. Тихонова из «Семнадцати мгновений весны», будут, вероятно, искать сходство между вашим Исаевым и Исаевым из знакомого телефильма.

«Бриллианты для диктатуры пролетариата».Чекист Бокий (С. Жирнов, слева), Владимиров — Исаев (В. Ивашов). Последние напутствия перед отъездом Исаева в Ревель
«Бриллианты для диктатуры пролетариата». Чекист Бокий (С. Жирнов, слева), Владимиров — Исаев (В. Ивашов). Последние напутствия перед отъездом Исаева в Ревель

— Если б я снимал детектив в чистом виде, возможно, это меня и смутило бы, — ответил режиссер.—- Но сценарий заинтересовал меня не сюжетом, а изображением людей и событий. Что происходит в нашем фильме? В голодной Москве 1921 года чекисты узнают о существовании валютного подполья, крадущего ценности и тайно сбывающего их за границу. И это как раз в то самое время, когда страна крайне заинтересована в торговле с зарубежными фирмами. Нужно продать бриллианты, чтобы получить хлеб, накормить голодающих. Чекисты начинают борьбу с валютчиками. Необходимо установить, как переправляются за границу похищенные сокровища, по каким каналам передается информация. Вот для этого и отправляется в Ревель наш разведчик Всеволод Владимиров, действующий под именем журналиста Максима Исаева. Однако функции его этой разведкой не исчерпываются, потому что речь в нашем фильме пойдет не только и не столько о материальных ценностях, сколько о сбережении ценностей духовных. Не случайно так много внимания будет уделено спорам Исаева с писателем Никандровым, покинувшим родину в трудную годину. Исаев пытается натолкнуть Никандрова на единственно правильное для него решение — вернуться назад, на родину. Такое же большое значение мы придаем и другой линии — взаимоотношениям Исаева со своим отцом, старым интеллигентом Владимировым. Казалось бы, откровенные споры в функции разведчика не входят, он должен по возможности скрывать свои мысли, чтобы не быть обнаруженным. Но разведка — лишь одна из сторон деятельности героя. Он находится в эпицентре сложных и разнообразных проблем времени. Это и позволяет мне надеяться, что Ивашов — исполнитель роли Исаева — не повторит в новом фильме то, что было сделано его предшественниками.
Остается добавить, что Г. Кроманов собрал в своем кинофильме очень интересный актерский коллектив. Отца Владимирова играет Н. Волков, графа Воронцова — А. Кайдановский, чекиста Ро­мана — А. Джигарханян, оценщика Пожамчи — Л. Дуров, Веру, бывшую жену Воронцова, — М. Те­рехова, шифровальщицу советского посольства Оленецкую — Т. Самойлова, Науманна (шефа политической разведки буржуазной Эстонии)— известный таллинский актер и режиссер М. Микивер.
Сцена, снимавшаяся вечером на одной из таллинских улиц, действительно чисто детективная. Наумаин убеждается в этой сцене, что за домом его следят. Скрытая от глаз, идет напряженная борьба разведок. Но уже отснятый материал фильма дает представление и о другой стороне деятельности Исаева — той самой, о которой говорил режиссер Г. Кроманов. Исаев в исполнено В. Ивашова — человек очень образованный, рассуждающий о литературе, о живописи, о музыке, о талантах, которые революции нужны как хлеб, как воздух.
В какой степени все это поместится в рамки детективного сюжета — покажет будущее.
Т. Михайлова

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.