Шагай, страна! (Советский экран №22 1981 г.)

Новое произведение полиэкранного кино. С помощью необычного, во многом еще экспериментального вида кинозрелища авторы картины А. Шейн и Г. Бреннер, художник Г. Агаянц в содружестве с большой группой операторов создали яркий, броский, публицистически насыщенный киномонолог о великой нашей стране, о нерушимом единстве многонационального советского народа, о его самоотверженном труде, творческих дерзаниях во имя победы коммунистических идеалов. «Я, ты, он, она, вместе — целая страна» — эти слова популярной песни, звучащие с экрана, становятся лейтмотивом празднично-возвышенного, красочного зрелища.

Причудливо меняющаяся геометрия экрана, сочетание прямоугольников, окружностей, многогранников подчинены отчетливой художественной задаче — создать в каждом сочетании многомерный, богатый образ времени, эпохи, человека… Поначалу глаз «выхватывает» как бы отдельные элементы этой динамичной композиции, но очень скоро он начинает воспринимать экран в целом. И думаешь: как описать полиэкранный фильм, как рассказать о нем? Ведь каждое его мгновение — это и прямая передача событий, но это и богатейшее переплетение ассоциаций, возникающих из сопоставления одновременно появляющихся на экране кадров. Такой фильм надо видеть. И эту возможность за одиннадцать лет с момента выхода первой советской полиэкранной ленты «Наш марш» получили уже миллионы кинозрителей.

Многосложен процесс создания подобных лент. Изготовление эскизов, съемки и подбор документальных материалов для каждого «микроэкрана», филигранно тонкий параллельный монтаж нескольких пленок, печать, работа оператора комбинированных съемок, который на замысловатой трюк-машине с помощью специальных трафаретов сводит несколько изображений в один кадр, — это лишь общая схема работы.

Благодаря совместным усилиям ученых и кинематографистов техника проецирования таких лент в последние годы упростилась. Полиэкран пришел теперь даже в маленькие залы сельских клубов. Он нашел признание широкого зрителя. О нем задумались и заговорили мастера кино. Вот два мнения.

ГРИГОРИЙ ЧУХРАЙ: «Очень важно, чтобы открытия, которые сделаны в фильме «Наш марш», не увяли, ибо этот новый вид кинематографа, новая система киноизложения требует развития».

СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ: «При появлении звука некоторые режиссеры высказывали сомнение: принесет ли звук новую силу кинематографу или вступит в противоречие с «великим немым». Такие же опасения высказываются и в отношении полиэкрана. Но необходимо продолжить начатое. Иная точка зрения неизбежно повторяет ретроградные ошибки, которые часто стоят на пути открытий и изобретений».

Прошла пора «экзотики», когда на полифильм шли как на аттракцион. Ныне идет художественное освоение этого вида кино. Таковы цели творческой группы «Мосфильма», возглавляемой режиссером Александром Шейном.

— Нашей работой, — говорит он, —движет глубокая убежденность в великолепных перспективах полиэкрана. Он не просто «прессует» время. С его помощью, я уверен, можно расширить жанровые рамки кино, можно снять фильм-песню, фильм-поэму или, наконец, игровой фильм с доселе неведомыми эффектами.

На «Мосфильме» создано уже пятнадцать полиэкранных лент. Они собрали большую аудиторию у нас в стране и за рубежом, получили немало наград, среди которых главные и специальные премии на фестивалях в Москве. Берлине, Кракове, Лейпциге, Оберхаузене, Париже… Советский полиэкран успешно и своеобразно развивает традиции документального киноплаката, идущие от «киноглаза» Д. Вертова, каждым новым фильмом подтверждает точность провидения С. Эйзенштейна, писавшего полвека назад о видеоэкране как о «гигантском новом факторе воздействия».

Г. СИМАНОВИЧ

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.