Иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать»… Хочется рассматривать их долго. Сколько раз обращались художники — и какие! — к бессмертной поэме. Но эти небольшие листы помечены 1919 годом и, стало быть, сделаны сразу после ее выхода в свет. В них не только мир поэмы, воплощенный в живописи динамичной, смелой по колориту. Они запечатлели и то удивительное время, когда пятнадцатилетний художник (теперь ему семьдесят пять!) с восторгом вчитывался в гениальные строки, столь созвучные героическому пафосу тех лет. А рядом с этими работами начинающего графика, в которых уже угадывается рука будущего мастера, — эскизы декораций и костюмов к пьесам А. Блока «Песнь судьбы», «Балаганчик», «Незнакомка».
Все это можно было увидеть на выставке эскизов и зарисовок народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Сергея Иосифовича Юткевича, чьи фильмы «Человек с ружьем», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше» вошли в золотой фонд советского киноискусства. Выставка, развернутая в Белом зале Союза кинематографистов, называется «Юность художника» и приурочена к юбилею выдающегося кинорежиссера. Она знакомит нас с работами 1918—1926 годов.
Удивительное чувство испытываем мы, всматриваясь в театральные эскизы, пейзажи и портреты. Эти работы С. Юткевича кинематографичны в том смысле, что делают зримыми и художественные формы, и формы жизни того времени с его красками, фактурой, ритмами, с его эмоциональной стихией. В характеристике выставленных полотен не обойтись без определения «динамичные», и это не случайно. Той же энергией насыщены замечательные портреты режиссеров Н. Фореггера, Н Евреинова, драматурга В. Масса, клоунов Сержа и Макса, куплетиста П. Юморского, наконец, широко известные портреты Чарли Чаплина и Сергея Эйзенштейна.
В них — и характер, и профессия, и своеобразие личности. Это и лаконичная типизация, и словно бы стоп-кадр, зафиксировавший момент движения — всегда острого, иногда парадоксального. Будущий кинематографист угадывается в работах художника, проникшего в святая святых театра и овладевшего его сценической магией.
Рисунки, представленные на выставке, имеют не только самостоятельную эстетическую ценность. Они вводят нас в мир театральных исканий тех лет и в лабораторию художника первого советского поколения, чья творческая судьба неотделима от судьбы нашего искусства.
— Мы были очень молоды тогда, — сказал на открытии выставки Сергей Иосифович, — мы были одушевлены великой верой в завтрашний день и хотели все силы отдать строительству нового, справедливого мира. Время было необычайно трудное, но энергия переполняла нас, и мы трудились не покладая рек, зная, что такое радость творчества и вдохновение. Мы любили цирк, балаган, народный театр, мы учились у народного зрелища, у демократического зрителя, мы хотели создать новое искусство для широких масс трудового народа.
Да, в те далекие, но не умолкнувшие голы была найдена эта формула, верность которой подтверждается выставкой С. Юткевича. Знакомясь с работами, на ней представленными, мы совершаем путешествие в прошлое и еще раз убеждаемся в том, что прочна и надежна неразрывная связь времен — залог успехов нашего искусства.
Е. ЛЕВИН,
кандидат искусствоведения