В ролях главных и неглавных (Советский экран №22 1981 г.)

крупным планом

Г. СУХИН

В Поварихино все знают, все любят Нюру Позднякову. И добрая она, и веселая, и хозяйственная, но вот тридцать скоро, а опять неудача в личном плане: симпатяга прапорщик, которого в гости приглашала, для которого пирожки пекла, женился на ее подруге. Вот, собственно, и все, что можно сказать об этом Викторе из фильма «Дамы приглашают кавалеров», хотя и вынесен он в титрах в ряд главных героев.

Впрочем, прапорщик как прапорщик: усатый, подтянутый, вежливый… По-видимому, не слишком занимал он авторов, иначе уделили бы они ему и места и внимания поболе. Играет его Александр Фатюшин. Помните в «Весеннем призыве» его сержанта Карпенко? Командир роты все уговаривал его остаться на сверхсрочную. Похоже, что уговорил-таки… Впрочем, роль Виктора трудно рассматривать как продолжение образа Карпенко и по смысловому наполнению и по художественным параметрам. Впрочем, сам актер думает, что могло быть иначе. Он говорит:

— Горючими слезами душа облилась, когда увидел себя в готовом фильме «Дамы приглашают кавалеров». Ведь по замыслу не только усы и имя у моего прапорщика имелись – были и судьба и характер. Думал, после «Служебного романа», где от роли мужа секретарши Верочки единственный крупный план остался, такое больше не повторится, но вот опять не повезло. Понимаю, что «механика» кино порой жестока, но все-таки подобные случаи воспринимаю болезненно.

Сержант Карпенко находился на экране почти в каждом кадре. Он умело вел свою повседневную работу, размышлял о будущей своей «гражданской» жизни и упрямо старался понять непривычную для него душевную структуру бывшего студента, а ныне рядового Алика Полухина.

 Саша Муханов («34-й скорый»)
Саша Муханов («34-й скорый»)

Вот что говорит об этой роли сценарист фильма Александр Миндадзе:

— Сержант Карпенко получился у Фатюшина, мне кажется, в чем-то более жизненным, конкретным, чем удалось сделать в литературном сценарии. Он был интеллигентен не по «корочкам» в кармане, но по самой своей духовной организации. Ведь как он стремится понять человека иного склада, иных представлений о жизни. Но при этом не отступает от собственных убеждений и принципов.

А режиссер Павел Любимов добавляет:

— Саша принес на экран свою личность, в его сержанте постоянно просматривается исконно русский характер — рязанский, что ли… Карпенко получился человечески талантливым.

Характерны оценки образа Карпенко из отзывов печати на фильм «Весенний призыв»: «Главные черты сержанта – надежность, душевная интуиция, чистота помыслов… Он удивительно душевно деликатен, его разговоры с подопечными менее всего походят на нравоучения, командирские нотации»… «Умное, серьезное лицо, внимательные, очень теплые глаза, умение увидеть и оценить личность другого»…

Да, конечно, сержант Карпенко — главная роль Александра Фатюшина в кино. Она была отмечена серебряной медалью имени А. Довженко и премией на X Всесоюзном кинофестивале за лучшее исполнение мужской роли. Да, эту работу Фатюшина называли среди самых интересных дебютов 1976 года, она открыла актеру дорогу в другие фильмы… Конечно, можно предположить, что произошло всего лишь совпадение характера героя с психофизической индивидуальностью актера. Только вот что интересно: параллельно со съемками Фатюшин играл на сцене Театра имени Вл. Маяковского подлеца и выжигу Лазаря Подхалюзина в постановке «Банкрота» по А. Н. Островскому. Вот какой исполнительский диапазон был ему уже доступен в то время.

Феодосий Никитич («Быстрее собственной тени»)
Феодосий Никитич («Быстрее собственной тени»)

Павел Любимов вспоминает первое знакомство с будущим исполнителем в своем фильме так:

— Стоял передо мной этакий модный мальчик, длинноволосый, несколько развинченный, мешковатый. Теперь горжусь, что сумел разглядеть в нем подтянутого, с вошедшей в кровь и плоть военной выправкой сержанта… Но что сразу в Фатюшине чувствовалось, так это то, что он актер! И характер его в нем проглядывал сразу…

Запомним это угадываемое в Фатюшине с первого взгляда: актер!

… Когда-то, в 1968 году, во Дворце культуры профсоюзов в Рязани шла премьера спектакля театральной студии под руководством заслуженного артиста РСФСР Ф. Белопольского «20 лет спустя» М. Светлова. В роли жизнерадостного, неунывающего Васи, именуемого «Направо», — ученик десятого класса Александр Фатюшин… Через год — ГИТИС. Актерская группа режиссерского курса народного артиста СССР А. Гончарова… По окончании — распределение в один из лучших столичных театров — имени Вл. Маяковского. И сразу роли: Костя Авдонин в «Марии», Антуан Грищенко в «Беге», Бобров в «Человеке на своем месте»… Дипломы лауреата различных творческих конкурсов, доброжелательная пресса: «… Артист широкого творческого диапазона, с успехом исполняет роли характерные, комедийные и драматические. Его работы проникнуты умением раскрыть внутренний мир персонажей »…

Гусев («Прогулка, достойная мужчин»)
Гусев («Прогулка, достойная мужчин»)

Сейчас на счету Александра Фатюшина почти двадцать фильмов. Участие его в них самое разнообразное: роли основные, на которых, собственно, держится сюжет, и небольшие, порою просто для него неожиданные. Вспомним виртуозный по артистичности воплощения образ контуженого танкиста в таджикском фильме «Женщина издалека», очкарик и заика, ни в какую не соглашающийся признать себя списанным с передовой, обезоруживающе улыбчивый и «жестоко» себе приказавший вернуться в строй. Ну и, конечно, Сергей Гурин — спившаяся хоккейная знаменитость в фильме «Москва слезам не верит».

А. Фатюшин говорит:

— Эпизод? С радостью! Но только дайте такой, чтоб не для заполнения пустот. Эпизод может доставить огромное творческое удовлетворение, если на площадке есть взаимопонимание с режиссером, с партнерами, если за немногими кадрами просматривается человеческая сущность. Потому-то, скажем, независимо от объема участия так дорога мне работа в «Москва слезам не верит».

Виктор («Дамы приглашают кавалеров»)
Виктор («Дамы приглашают кавалеров»)

И вот парадокс. В рекламе, например, картины «Дамы приглашают кавалеров» так и говорится, что зрителя ждет «…каскад забавных ситуаций, в которых с подлинным блеском играют известные актеры Марина Неёлова, Леонид Куравлев, Александр Фатюшин…» Пришло, значит, время, когда уже упоминания имени Фатюшина достаточно, чтоб привлечь зрителя на фильм. Даже если это и эпизод, подобный нашему прапорщику. А еще несколько лет назад, когда после «Весеннего призыва» его стали активно снимать, сыгранные им основные роли в «Лекарстве против страха» или в «Гарантирую жизнь» не удостаивались такого внимания. Проводились циклы киновечеров, посвященных творчеству других участников фильма, а исполнитель ролей инспектора Тихонова или испытателя парашютных систем Мити Радкевича оставался в тени. И это не случайно. Зрительское признание Фатюшин завоевал (если не считать «Весеннего призыва») прежде всего в ролях небольших, но тех, что давали ему творческий простор даже при скромном по протяженности экранном времени.

Сегодня актер сыграл уже немало ролей, отмеченных разнообразием прежде всего положенного в их основу жизненного материала. Среди них — инженер Гусев, молодой представитель талантливой и боевитой технической интеллигенции, вариант современного «делового человека» («Прогулка, достойная мужчин»), чуткий, внимательный к своим подопечным тренер Феодосий Никитич, упорно ведущий молодых к высотам спортивного мастерства («Быстрее собственной тени»), добросердечный, но безвольный Игорь, не умеющий найти контакт с женой («Ожидание»), мужественный руководитель группы подпольщиков в оккупированном фашистами городе («Они были актерами») и далеко не однозначно отрицательный виновник пожара в поезде («34-й скорый»).

Тихонов («Лекарство против страха»)
Тихонов («Лекарство против страха»)

Действительно, роли разные. Но при всем их различии можно говорить о том, что откристаллизовалась уже некая система нравственных ценностей, которые несут в себе многие герои Фатюшина: это сердечность, светлое духовное начало в сочетании с очень реалистичным, здравым, земным мировосприятием.

Открытое, честное лицо. Добрые глаза. Несомненное обаяние. Можно понять, что привлекает режиссеров, приглашающих Фатюшина в свои фильмы. Жаль только, что иногда ему поручают роли, характеристика которых ограничивается внешними признаками. А ведь актер убедительно зарекомендовал себя одаренным художником! По какой же шкале вести отсчет его «главных» и «неглавных» ролей? «Неглавные» сегодня нередко оказываются интереснее, значительнее в его послужном списке, в его творческой судьбе.

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.