Андрей Мягков — великолепный советский актер, прославившийся в картине «Ирония судьбы», обладает разнообразными талантами. Всю жизнь он был предан одной женщине и одному театральному режиссеру. Свою кинокарьеру Мягков прервал добровольно, потому что не хотел «стрелять и красть».
Андрей родился в Ленинграде 8 июля 1938-го года в семье Василия Дмитриевича и Зинаиды Александровны Мягковых, физиков по образованию. Они работали в Полиграфическом техникуме: мать — инженером-механиком, а отец занимался организационно-педагогической деятельностью (впоследствии он станет доктором наук в области прикладной механики). Кроме Андрея у родителей была старшая дочь Таня.
- 1 Военное детство Андрея Мягкова
- 2 Какое образование получил Мягков, прежде чем стать актером
- 3 Почему Андрея выгнали из Школы-студии и на что он пошел, чтобы вернуться
- 4 Мягков всю жизнь был предан одному театральному режиссеру
-
5 Как сложилась кинокарьера Андрея Мягкова
- 5.1 Первые роли
- 5.2 «Влюбляться в Белохвостикову согласен»
- 5.3 Просматривая пробы, чиновник решил, что Мягков — алкоголик
- 5.4 Конфликт между Барбарой Брыльска и Валентиной Талызиной продолжается до сих пор
- 5.5 Почему Мягков не любит фильм, который его прославил
- 5.6 «В одну реку нельзя войти дважды»
- 5.7 Почему актер отмечает два дня рождения
- 5.8 Причина, по которой Мягков перестал сниматься
- 6 Настоящие и мнимые романы Андрея Мягкова
- 7 Разнообразные таланты Андрея Мягкова
Военное детство Андрея Мягкова
Блокаду семья пережила в Ленинграде. Отец не попал на фронт по инвалидности и вместе с женой трудился на военном заводе. После прорыва блокады Мягковы сразу уехали в эвакуацию. По чистой случайности им удалось избежать гибели при переправе через Неву. Катер, на котором должна была плыть семья, разбомбили на середине реки у них на глазах. Зинаида Александровна с дочерью уже поднялись на палубу, а мужа и сына не пустили — не хватило места. Они сошли на берег, чтобы всем вместе отправиться на следующем катере, что и спасло им жизнь. В родной город Мягковы вернулись незадолго до окончания войны.
Какое образование получил Мягков, прежде чем стать актером
Учась в школе, Андрей начал посещать драмкружок и увлекся театром. Он решил поступать в театральный институт, но Василий Дмитриевич уговорил сына сначала получить серьезное техническое образование, а уж потом заниматься «всякими глупостями». Без долгих раздумий он подал документы в Технологический институт, где преподавал его отец-профессор — там был хороший студенческий театр под руководством актеров из ТЮЗа. Репетициям Мягков уделял гораздо больше времени чем учебе, но продержался до конца и выпустился в 1961 году.
Его распределили в Институт пластических масс. Андрей честно заявил институтскому руководству, что не хочет работать по специальности и его отпустили с миром. В это время педагоги из Школы-студии МХАТ приехали в Ленинград в поисках талантливой молодежи. Туда Мягков и планировал поступать. Он успешно прошел вступительные испытания и был зачислен в мастерскую Василия Маркова. С ним на курсе учились такие будущие звезды как Вера Алентова, Владимир Меньшов и Ирина Мирошниченко. А еще одна однокурсница — Анастасия Вознесенская стала его женой.
Почему Андрея выгнали из Школы-студии и на что он пошел, чтобы вернуться
На втором курсе Андрея выгнали из Школы из-за академической задолженности по французскому языку (французский он не знал и не считал нужным учить). Преподаватель предупредила Мягкова, что экзамен он не сдаст. Однако студент не воспринял ее слова всерьез. А принципиальная дама свое обещание сдержала — поставила Андрею «два» и ректор Вениамин Радомысленский его отчислил. Мягков в течении двух недель приходил в Школу и просиживал целый день в коридоре на подоконнике напротив кабинета ректора. Тот не выдержал и взял его обратно.
Мягков всю жизнь был предан одному театральному режиссеру
После окончания учебы, Андрей и Анастасия попали в «Современник». Олег Ефремов хорошо знал обоих выпускников — он часто присутствовал на учебных спектаклях в Школе-студии. Сначала он позвал в театр только Вознесенскую, но она убедила худрука принять и ее мужа. Театральная карьера Мягкова сложилась гораздо удачней, чем у супруги. За 12 лет службы в «Современнике» он воплотил много ярких разноплановых образов, тогда как у Анастасии весьма скромное количество ролей.
Работать с Олегом Николаевичем было очень непросто — он фанатично относился к делу и требовал от актеров такой же отдачи. Однако когда Ефремов в 1977-м году перешел во МХАТ, супруги без колебаний последовали за ним. Режиссер приглашал во МХАТ всю труппу, но большинство коллег предпочли остаться в «Современнике». Кроме Мягкова и Вознесенской, его поддержали такие актеры как Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев и Александр Калягин.
И после раскола МХАТа Андрей и Анастасия остались с Ефремовым. Они посвятили этой сцене почти 40 лет жизни. В 2013-м году актеры были вынуждены покинуть театр. Перед спектаклем «Белый кролик», где они играли ведущие роли, у Анастасии случился инсульт. Андрей Васильевич ушел из театра, чтобы ухаживать за женой.
Как сложилась кинокарьера Андрея Мягкова
Первые роли
В кинематографе Андрей дебютировал в 1966-м году в трагикомедии Элема Климова «Похождения зубного врача». Режиссер увидел его на сцене «Современника» в спектакле «Дядюшкин сон» и пригласил на главную роль врача Сергея Чеснокова. Фильм быстро изъяли из проката — чиновники усмотрели в нем пародию на социалистический строй. Пролежав на полке 20 лет, он повторно вышел на экран в 1987-м году.
А вторая роль — младшего брата Алеши в экранизации романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1969 г.) принесла Мягкову всесоюзную известность. Алешу должен был сыграть Александр Кайдановский, но он позволил себе пошлую шутку по-поводу недавней женитьбы режиссера картины Ивана Пырьева на молодой актрисе Лионеле Скирде. «Добрые люди» передали его слова Пырьеву и Кайдановский лишился звездной роли.
Это была последняя работа режиссера — он скончался, не успев ее завершить. Картину досняли Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, снимавшиеся с Андреем в главных ролях. В 1969-м году она номинировалась на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и была признана лучшим фильмом того же года по итогам опросов журнала «Советский экран».
«Влюбляться в Белохвостикову согласен»
С тех пор Мягков стал востребованным актером и сыграл в ряде картин историко-биографического содержания: Герцена в «Старом доме», Аркадия Гайдара в «Серебряных трубах», Ленина в «Надежде» и т. д. Сначала Андрей отказался сниматься в последней из перечисленных — к вождю он уважения не испытывал. Режиссер «Надежды» Марк Донской объяснил актеру, что его персонаж — просто влюбленный молодой человек и никакой политики в фильме нет. К тому же в образе Крупской выступала очаровательная Наталья Белохвостикова. «Ну, хорошо» — сказал Мягков. «Влюбляться в Белохвостикову я согласен».
Просматривая пробы, чиновник решил, что Мягков — алкоголик
Невероятная слава пришла к актеру после съемок в легендарной комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!» (1975 г.). На роль Жени Лукашина претендовали такие кинозвезды как Олег Даль, Петр Вельяминов и Андрей Миронов. Режиссер уже склонялся взять Миронова, но опасался, что он будет выглядеть неубедительно в роли закоренелого холостяка, не пользующегося спросом у прекрасного пола.
И тут ассистент Наталья Коренева — жена режиссера Алексея Коренева привела на пробы Андрея (Кореневы и Мягковы дружили семьями). Испытав актера, Рязанов понял, что Лукашин нашелся. Когда он сдавал пробы на утверждение председателю Госкино, тот одобрил все кандидатуры, кроме Мягкова. «Он даже на пробах пьяный и это видно. Так актер играть не может»— изрек чиновник. Режиссер окончательно убедился, что сделал правильный выбор и настоял на утверждении Андрея.
Конфликт между Барбарой Брыльска и Валентиной Талызиной продолжается до сих пор
Эльдар долго искал актрису на роль Нади Шевелевой. Пробовались очень многие, в том числе Светлана Немоляева и Людмила Гурченко. Рязанов отверг всех. Барбара Брыльска попала в его поле зрения совершенно случайно. Второй режиссер принес из дома портрет польской актрисы, висевшей в комнате сына. Эльдар просмотрел несколько фильмов с ее участием и пригласил на пробы.
Ипполита должен был сыграть Олег Басилашвили и он уже приступил к съемкам. Но внезапная смерть отца заставила актера уйти из картины. Его заменил Юрий Яковлев, великолепно исполнивший роль ревнивого жениха. Никто из съемочной группы не предполагал, что участвует в создании шедевра, ставшего для зрителей нескольких поколений непременным атрибутом Нового года. Рязанов, Мягков и Брыльска были награждены Государственными премиями СССР. Кстати, Брыльска и Талызина, озвучившая ее персонаж (а песни спела Алла Пугачева), до сих пор обмениваются ядовитыми комментариями в адрес друг друга. Причиной тому — премия, которой «обошли» Валентину более 40 лет назад.
Почему Мягков не любит фильм, который его прославил
Несмотря на то, что «Ирония» сделала Андрея звездой первой величины отечественного кинематографа, он невзлюбил картину. Будучи человеком замкнутым, актер страдал от навязчивости бесцеремонных поклонников и «ходил не поднимая глаз»— незнакомые люди тыкали в него пальцем, звали выпить и дарили банные веники. Даже Ефремов в шутку называл его «лучшим пьяницей России «. Однако много лет спустя именно Мягков стал инициатором появления фильма «Ирония судьбы. Продолжение» (2007 г.).
«В одну реку нельзя войти дважды»
Он написал сценарий и пришел с ним к Рязанову. Режиссер идею не поддержал и отказался участвовать в «авантюре». Мягков обратился к кинопродюсеру Константину Эрнсту. Тот одобрил сценарий и распорядился запустить проект. В окончательном варианте сценария (его переписывали около 30-и раз), не было ничего общего с тем, что создал Андрей. Он сказал режиссеру картины Тимуру Бекмамбетову, что сниматься не будет. Но Константин Хабенский и Лиза Боярская, уже утвержденные на главные роли, упросили актера изменить свое решение.
Кроме Лии Ахеджаковой, все актеры из «Иронии» Рязанова согласились на съемки. На свет появилось жалкое подобие гениальной комедии. Мудрый режиссер был абсолютно прав, когда напоминал Мягкову известную поговорку про реку, в которую невозможно войти дважды (хотя, в опровержение собственных слов, снял «Карнавальную ночь -2»).
Почему актер отмечает два дня рождения
Почти все свои лучшие роли Андрей исполнил в картинах Рязанова: робкого статиста Новосельцева в «Служебном романе», потерявшего голос лаборанта Хвостова в «Гараже», жалкого чиновника Юлия Карандышева в «Жестоком романсе». Он избежал участи многих знаменитых актеров, «зависших» в единственном амплуа.
Чудесное спасение
В роли Карандышева Мягков едва не простился с жизнью. Снимали эпизод, где обезумевший от ревности жених догоняет на лодке пароход, увозящий Ларису. Он вошел в образ, сидел спиной к «Ласточке» и слишком близко подплыл к огромному гребному колесу. Одна лопасть ударила по носу лодки — она перевернулась вертикально, другая — по корме. Андрей вместе с лодкой мгновенно оказался под водой. Никто из очевидцев не сомневался, что он погиб. Но Мягков выплыл и, по словам оператора Вадима Алисова, в шоке крикнул коллегам: «Парик я потерял, а очки успел схватить!». Еще одно потрясение он испытал потом, просматривая происшествие в записи. Благодаря прочности лодки, актер отделался небольшой царапиной на руке.
Андрей вернулся в гостиничный номер и тут ему внезапно позвонила жена с вопросом, что у него случилось. Они не созванивались, когда Мягков уезжал на съемки, тем более в тот день он собирался вылетать в Москву и Вознесенская об этом знала (картину снимали в Костроме). Актер ответил: «Ничего не случилось». «А почему у тебя на руке кровь? — спросила Анастасия. Внутренняя связь между супругами была такой сильной, что она не только почувствовала опасность, но и увидела царапину на руке мужа.
В фильмах других режиссеров наиболее яркие роли Андрей сыграл у Владимира Басова в экранизации романа Булгакова «Дни Турбиных» (полковник Алексей Турбин), в криминальном многосерийном детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали» (следователь Тихонов) и в социальной драме Марлена Хуциева «Послесловие», где всего два персонажа —он (ученый Швырков) и Ростислав Плятт (его тесть).
Причина, по которой Мягков перестал сниматься
С начала 90-х актер снимался крайне редко, но не потому, что не было предложений. «Приглашают стрелять, убивать, красть — примитив омерзительный» — так Мягков объяснял свое исчезновение с экрана. Среди фильмов позднего периода можно отметить далеко не лучшую комедию Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», в которой он сыграл мафиози по кличке «Артист». Персонаж привлек его возможностью перевоплотиться сразу в четырех вождей: Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева.
А так же криминальную драму «Контракт со смертью» (профессор Игнатовский) и сериал «Чехов и К» (учитель математики), снятый по новеллам великого писателя к столетию МХАТа. На данный момент последняя работа Андрея Васильевича в кинематографе — роль председателя КГБ в исторической драме Евгения Герасимова «Туман рассеивается» (2008 г.)
Настоящие и мнимые романы Андрея Мягкова
Обманутые надежды Тамары Абросимовой
Первой любовью Мягкова стала его однокурсница по Ленинградскому технологическому институту Тамара Абросимова. Их сблизила любовь к театру — оба играли в студенческой театральной студии. До брака дело не дошло. Тамара бросила учебу на третьем курсе — уехала поступать в Школу-студию МХАТ и была принята. Андрей собирался последовать за ней после окончания ЛТИ. Жизнь по разным городам охладила его чувства. Поступив в Школу, отношения с Тамарой он не возобновил, хотя девушка его ждала.
Любовь длиною в жизнь
Буквально с первого взгляда его сердце покорила другая одногруппница — 17-летняя Анастасия Вознесенская. Внешне Мягков не походил на героя романа (и уже начал лысеть), но был остроумным, неординарным, проникновенно пел под гитару и писал стихи. Красавица Настя не устояла перед его обаянием. Когда ей исполнилось 18 лет, пара отпраздновала скромную студенческую свадьбу.
Вознесенскую считали более перспективной. Именно ее пригласил в «Современник» Ефремов, а Мягкова он взял по просьбе жены. Первая звездная роль (радистки Ани в военной драме «Майор Вихрь») тоже досталась Насте. А потом ситуация переменилась — Андрей прославился, а про Вознесенскую забыли. Актер будет пытаться пристроить ее в каждую картину, где снимался сам. Однажды он отказался от замечательной роли Нестора Петровича в фильме своего друга Алексея Коренева «Большая перемена», потому что тот не захотел взять Анастасию на роль Светланы Афанасьевны.
Супруги были вместе дома и на работе, но не уставали от общества друг друга. Они жили в собственном мире, куда очень неохотно допускали посторонних. Народная молва приписывала Мягкову романы с Барбарой Брыльска и Алисой Фрейндлих — зрителям хотелось верить, что любовь киногероев перешагнула за рамки картины. Но никаких измен, столь привычных в актерской среде, в их семье на самом деле не было. Омрачало жизнь актеров только отсутствие детей. Частично восполняла пустоту педагогическая деятельность Андрея в Школе-студии — он преподавал там 12 лет. А уволился после того, как не сумел найти места в театре ни для одного из своих выпускников.
Разнообразные таланты Андрея Мягкова
В свободное время актер любил заниматься портретной живописью. Чаще всего он писал жену. Однажды теща, рассматривая творения зятя (к слову, весьма своеобразные, но узнаваемые) сказала дочери: «Ты знаешь, Настенька, мне кажется он тебя все-таки не очень любит». Он написал портреты некоторых коллег и даже Михаила Горбачева. Последний генсек повесил картину у себя дома.
Проявил себя Мягков и на литературном поприще. Как-то раз Вознесенская пожаловалась мужу, что современные детективы (она предпочитала этот жанр) никуда не годятся, а классику она давно перечитала. И Андрей написал для супруги три детективных романа (трилогию), которые опубликовал. Первый из них — «Сивый мерин» экранизировал режиссер Михаил Туманишвили в мини-сериале с одноименным названием в 2010 году. Супруги хотели принять участие в съемках, но не смогли из-за проблем со здоровьем. Отзывы читателей и зрителей были неоднозначными — от резкой критики до восторга.
В 2009-м году у Мягкова случился сердечный приступ. Врачи сказали, что необходимо хирургическое вмешательство. Вознесенская обзвонила учеников, живших за границей, обошла всех чиновников и сумела собрать деньги на дорогостоющую операцию в немецкой клинике. Через три месяца Андрея прооперировали повторно. К счастью, все обошлось. Он поправился и вернулся на сцену, но с кинематографом попрощался.
А в 2013-м году перенесла инсульт Анастасия. Андрей ушел из театра, чтобы заботиться о жене. Супруги прожили вместе почти 60 лет «в радости и горе, в бедности и богатстве, в болезни и здравии». Сейчас Андрею Васильевичу 82 года, а Анастасии Валентиновне — 77. Они живут уединенно и не дают интервью. В последний раз супруги появлялись на экране в 2018-м году в документальном фильме Андрея Малахова.
Оцените статью: