Павел Луспекаев — актер одной роли, но роли гениально сыгранной. Его Верещагин стал одним из самых любимых советским народом киногероев, а перед мужеством реального человека хочется склонить голову. Он прожил всего 42 года, почти половину из которых сражался с тяжелым недугом за право заниматься любимой профессией.
Павел Борисович Луспекаев (при рождении — Павел Багдасарович Луспекян) родился 20 апреля 1927 года в городе Луганске на Украине (по другим источникам, местом его рождения является село Большие Салы в Ростовской области). Его отец — Багдасар Гукасович был армянином, а мать — Серафима Авраамовна Ковалева — донской казачкой (хотя ее отчество вызывает в этом некоторые сомнения). Закончив начальную школу, Павел поступил в Луганское ремесленное училище, вместе с которым эвакуировался во Фрунзе, когда началась война с Германией.
Военные годы
Луспекаев ушел добровольцем на фронт в 1943-м году будучи совсем еще мальчишкой — в 15 лет. Попал в партизанский отряд и сражался наравне со взрослыми мужчинами. Во время одного из боев получил серьезное ранение: разрывная пуля раздробила ему локоть. В Саратовском военном госпитале, куда привезли юношу, хирург принял решение ампутировать руку, но Павел, превозмогая боль, сумел убедить врача попытаться ее сохранить. К счастью, это удалось. Выздоровев, Луспекаев продолжил службу в штабе партизанского движения 3-го Украинского фронта, а в 44-м году демобилизовался.
Начало творческого пути
Павел вернулся в Луганск и устроился в труппу местного драматического театра, в котором прослужил 2 года (удивительно, как ему это удалось без какого-либо образования и опыта). В 1946 -м году молодой человек приезжает в Москву и поступает в Щепкинское театральное училище на курс Константина Зубова. Несомненное дарование абитуриента заставило приемную комиссию закрыть глаза на его южный акцент, грубые манеры и … татуировки на обеих руках (вскоре, Луспекаеву пришлось их вывести — преподаватели просто отказывались пускать его в аудиторию). Закончив учебу, Павел очень надеялся попасть в труппу какого-либо столичного театра, но за 4 года ему так и не удалось избавиться от своего акцента. Из Москвы пришлось уехать.
В 1950-м году Луспекаев поступает на службу в Тбилисский театр русской драмы. Он быстро становится одним из самых заметных актеров и обращает на себя внимание кинематографистов с киностудии Грузия-фильм. Павлу предлагают небольшие роли сразу в двух кинофильмах — «Они спустились с гор» (1954 г.) и «Тайна двух океанов» (1955-56 г.). К сожалению, ни картины, ни дебют Луспекаева большого успеха не имели.
Режиссер Леонид Варпаховский (отец Анны Варпаховской), работающий в одно время с актером в Тбилисском театре, высоко ценил его талант. Поэтому, переехав в Киев, переманил Павла за собой в Театр русской драмы им. Леси Украинки.
Несколько лет актер будет успешно играть на его сцене, пока в 1959-м году не получит приглашение в труппу Ленинградского БДТ от главного режиссера Георгия Товстоногова. Этому событию поспособствует знаменитый актер Кирилл Лавров. Навещая в Киеве своего отца, Лавров попал на спектакль «Второе дыхание» с участием Луспекаева и был под таким впечатлением от его игры, что убедил Товстоногова принять талантливого актера в БДТ. Этот театр станет последним в творческой биографии Павла.
Как болезнь помешала успешной карьере
Уже в молодости у Луспекаева начало развиваться серьезное заболевание сосудов ног, связанное с нарушением кровообращения. Возможно, причиной тому послужило длительное переохлаждение, которое актер перенес во время войны. С годами болезнь начала прогрессировать и причиняла Павлу невыносимые страдания. Он часто попадал в больницу, что не могло не отразиться на его работе в театре.
С кинематографом тоже все обстояло не просто: кинорежиссеры видели в Луспекаеве прежде всего театрального актера и к тому же были наслышаны о его проблемах со здоровьем. К сожалению, их опасения были оправданы… Например, когда режиссер Геннадий Полока пригласил Павла в свою картину «Республика ШКИД» на роль учителя физкультуры, по сценарию эта роль была одной из главных.
Но из-за обострения болезни, Луспекаев в очередной раз лег в больницу и роль пришлось сократить почти вдвое. Фильм вышел на экраны в 1966-м году и очень понравился зрителю, который так же отметил яркий образ физрука Медникова. В конце 60-х, актер снялся еще в нескольких картинах: «Три толстяка» (1966 г.), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1967 г.), «Зависть» (1967 г.) и т.д, но они не имели для творчества Павла важного значения.
На что пошел актер ради профессии
Когда режиссер Владимир Мотыль в начале лета 1968-го года предложил Луспекаеву роль таможенника в своем приключенческом военном фильме «Белое солнце пустыни», актер уже был инвалидом: ему удалили обе стопы. Из театра он уволился в 1965-ом году, потому что больше не мог долго находится на сцене. А кинематограф еще оставлял ему некоторые возможности за счет коротких сцен и крупных планов. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колена еще несколько лет назад, но это означало для Павла полную потерю любимой профессии. Поэтому он согласился сначала на ампутацию пальцев ног, потом одной стопы, другой… Но даже такие меры не избавили актера от мучений — его начали преследовать фантомные боли. Только очень сильные препараты (по сути — наркотики) позволяли Павлу на какое-то время избавляться от страданий. Но когда он понял, что превращается в наркомана, то прекратил принимать лекарства и сумел преодолеть зависимость. Такая сила воли достойна восхищения!
Как проходили съемки «Белого солнца пустыни». Первая и последняя звездная роль
На роль Верещагина актер согласился с радостью. Учитывая состояние Павла Борисовича, Владимир Мотыль был готов изменить сценарий, чтобы актер мог сниматься на костылях. Но Луспекаев отверг его предложение заявив, что «на костылях сняться еще успеет». Для съемок ему сконструировали специальные сапоги, которые хотя бы частично должны были облегчить ходьбу.
Съемки начались в Дагестане, на пустынном побережье Каспия в августе. Жара и раскаленный песок стали настоящим испытанием для всех, кто участвовал в создании картины, что уж тут говорить о Луспекаеве, который совсем недавно перенес очередную тяжелую операцию на ноге! Вся съемочная группа ежедневно добирались пешком до объектов съемки около километра, а потом предстоял еще обратный путь. А когда снимали сцены на баркасе, уже наступил октябрь и задул сильный ледяной ветер.
Для всех оставалось загадкой, как удавалось Павлу Борисовичу устоять на качающейся палубе, где даже здоровые актеры с трудом удерживались на ногах. Все сцены драки по его требованию снимались без дублера, кроме той, в которой Верещагин пинками сталкивал бандитов за борт. Вода была настолько холодной, что после дублей актеров отпаивали спиртом.
Теперь немного о забавном. Большинство из нас помнят сцену, в которой Верещагин с отвращением ест черную икру большой ложкой из глубокой деревянной миски. На самом деле, икры было всего около килограмма и находилась она только сверху, а остальной объем посуды был заполнен вареным рисом. Ел ее Павел Борисович с большим удовольствием…
Изначально роль Верещагина не была такой значимой — по сценарию, таможенник погибал, даже не вступив в драку, но намеченные рамки оказались слишком тесны для масштаба Луспекаева. Кстати, как-то само собой имя Верещагина — Александр — поменялось на Павла: настолько актер слился со своим персонажем. Прибавлялись сцены, дописывались диалоги и в результате роль таможенника превратилась в одну из главных и, я считаю, лучших ролей. Эта картина сделала актера знаменитым, но Павлу Борисовичу совсем не долго оставалось наслаждаться заслуженной славой… Прославились также другие главные герои: Анатолий Кузнецов, сыгравший красноармейца Сухова, Спартак Мишулин (Саид) и Николай Годовиков (Петруха).
Как Брежнев помог выходу картины на экран
Просто не верится, что этот потрясающий фильм мог не увидеть свет: он не понравился ни руководителю киностудии Григорию Чухраю, ни директору Мосфильма Владимиру Сурину, от которых зависел выход картины на экран. Какие бы правки и изменения Владимир Мотыль не вносил в сюжет, угодить им было невозможно. Картину собирались закрыть. Спасибо Леониду Ильичу Брежневу — генсек любил смотреть новые киноленты, еще не выпущенные в прокат. А из жанров предпочитал иностранные боевики и вестерны. Фильм очень понравилось не только Брежневу, но и членам его семьи, поэтому он напрямую поинтересовался у Сурина, почему «Белое солнце пустыни» все еще не в прокате… Премьера состоялась 30 марта 1970-го года.
Личная жизнь
У Павла Луспекаева была только одна жена — актриса Инесса Александровна Кириллова, с которой они познакомились и поженились еще будучи студентами в «Щепке».
В браке родилась дочь Лариса. Восточный темперамент не раз бросал актера в объятия других женщин, но Инесса Александровна прощала мужу измены. Она была рядом с Павлом во все тяжелые периоды его жизни, в т.ч сопровождала на съемках «Белого солнца пустыни».
Павел был человеком очень эмоциональным: легко выходил из себя, мог нагрубить и даже ввязаться в драку. Но если понимал, что не прав — тут же искренне просил прощения. Он мог поделиться с друзьями какой-либо пришедшей ему в голову идеей по телефону в 5 часов утра, но близкие люди прощали ему бесцеремонность и другие недостатки характера. Настоящих друзей у Луспекаева было немного — актеры Евгений Весник, Владимир Татосов, Михаил Козаков, с которыми Павел дружил многие годы.
Неожиданный конец
После блестяще исполненной роли Верещагина, Павлу Борисовичу предложили главную роль политика Вилли Старка в телесериале по мотивам романа Роберта Уоррена «Вся королевская рать». Актер согласился и приехал в Москву, где поселился на время съемок в гостинице «Минск». Он успел сняться только в части картины. Днем 17-го апреля, Луспекаев позвонил из своего номера актеру Михаилу Козакову, вместе с которым снимался, пожаловался на скуку и сказал, что с нетерпением ждет завтрашних съемок. А через несколько часов стало известно, что Павел Борисович скончался. По заключению судмедэкспертизы, смерть произошла мгновенно от разрыва сердечной аорты. Актер не дожил до своего 43-х летия несколько дней (роль Вилли Старка сыграет Георгий Жженов).
После смерти Луспекаева произошла безобразная история. Руководство Ленинградского БДТ, где актер проработал много лет, отказалось принимать участие в его похоронах, потому что в этот день страна праздновала 100-летие со дня рождения Ленина. Власти запретили траурные процессии в центре города. Спасибо директору «Ленфильма» Илье Киселеву, который предоставил для прощания с актером один из залов киностудии. Затем окольными дорогами тело Павла Борисовича было перевезено на Северное кладбище Ленинграда и предано земле.
Петербургские таможенники установили на могиле актера фигурную стеллу.
А московские таможенники в 2014-ом году — памятник Верещагину в Филях. На нем выбита крылатая фраза из фильма: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».
Оцените статью: