Людмила Гурченко — знаменитая актриса кино и эстрады, для которой профессия всегда занимала лидирующее место в жизни. В ее биографии было много тяжелых испытаний: детство, прожитое в оккупации, крах удачно начатой карьеры, несколько несчастливых браков и потеря любимого внука.
Детские годы, учеба
Людмила родилась в украинском городе Харькове 12 ноября 1935 года. Ее мать, Елена Александровна Симонова, происходила из древнего дворянского рода, а отец, Марк Гаврилович Гурченко, был выходцем из смоленских крестьян. Родители работали в Харьковской филармонии: Елена — массовиком-затейником, а Марк пел и играл на баяне.
В начале войны с Германией он добровольно ушел на фронт, несмотря на свою инвалидность. Елена с дочерью не успели эвакуироваться и прожили 2 года в оккупации. Маленькая Люся была очень артистичной и хорошо пела. Девочка приходила к немецкой части и «выступала» перед солдатами. Продукты, которые в благодарность давали ей немцы, помогли им с матерью выжить в то голодное время.
После освобождения Харькова, жизнь постепенно восстанавливалась: демобилизовался Марк Гаврилович, Люся пошла сначала в обычную, а потом и в музыкальную школу. С детства она была увлечена кинематографом и театром и не сомневалась, что станет знаменитой актрисой. Отец тоже считал, что дочь ожидает великое будущее и поддерживал ее веру в собственный талант. Он всегда будет для Люси самым дорогим человеком.
Окончив школу, Людмила поехала в Москву. С первой попытки она поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Девушке потребовалось несколько лет, чтобы полностью избавиться от украинского говора (Герасимов сразу ее предупредил, что с таким произношением в институте делать нечего).
В 1956-м году талантливая студентка-третьекурсница снялась сразу в трех картинах. В киноповести «Дорога правды», где состоялся ее дебют и драме «Сердце бьется вновь» она сыграла проходные роли. А третьей стала музыкальная комедия «Карнавальная ночь» начинающего режиссера Эльдара Рязанова. Здесь юная актриса исполнила главную роль Леночки Крыловой, которая принесла ей всесоюзную славу. Прославился и Юрий Белов, сыгравший вторую ведущую роль Гриши Кольцова.
Популярность Гурченко была невероятной. Молодую звезду приглашали участвовать в концертах, мешками приходили письма от поклонников. Казалось бы, успешная карьера ей обеспечена, но все произошло с точностью до наоборот. Как снимающуюся студентку, Людмилу лишили стипендии. А деньги (8 тысяч), которые она получила за «Карнавальную ночь», подошли к концу. За концерты ей не платили (считалось, что студенты должны выступать бесплатно), но некоторые организаторы мероприятий все-таки вручали девушке конверты со скромными суммами.
В 1957 году, накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов, «органы» предложили Людмиле «сотрудничество». Ей пообещали помочь с квартирой в Москве и прочие материальные блага. Гурченко отказалась и с этого момента, по словам самой актрисы, «началось мое крутое пике — вниз».
Вскоре в одной из центральных газет появилась разгромная статья под названием «Чечетка налево», в которой Людмилу выставили алчной пронырой, загребающей бешеные деньги на «левых» концертах. Публикация имела большой общественный резонанс. Травле подверглись не только Гурченко, но и ее родители в Харькове. В результате Марк Гаврилович перенес инфаркт.
Тем не менее, Людмиле все-таки дали окончить ВГИК, после чего она получила распределение на «Мосфильм». Попасть в штат можно было только при наличии столичной прописки. Выручили знакомые, временно прописавшие Гурченко на своей жилплощади, как домработницу.
В 1958 году она устроилась в московский Театр-студию киноактера, а потом перешла в «Современник». Ни в одном из них актриса не смогла себя проявить: слишком мало ролей ей удалось сыграть. В 1966-м году Гурченко уволилась из театра. Через 25 лет она вернется на театральную сцену и будет играть в антрепризах почти до конца жизни.
Как сложилась кинокарьера Людмилы Гурченко
Главную роль в «Карнавальной ночи» Людмила получила благодаря самому Ивану Пырьеву. Директор «Мосфильма», уничтоживший карьеры многих талантливых актрис (Екатерины Савиновой, Клары Румяновой, Ии Арепиной и т.д), открыл дорогу на большой экран никому не известной студентке. Он случайно встретил ее в коридоре киностудии и лично привел на съемочную площадку.
До окончания ВГИКа, Гурченко сыграла еще одну центральную роль в музыкальном фильме Александра Файнциммера «Девушка с гитарой» (1958 г.). Однако картина, снятая на волне успеха «Карнавальной ночи», была встречена зрителями достаточно прохладно.
О последующих 15-и годах в кинематографе актриса отзывалась пренебрежительно: » Там гавкнула, здесь прыгнула». Значительных работ в этот период у нее действительно было мало. Среди наиболее запоминающихся ролей — Юлия Джули в «Тени» (1971 г.) и мадам Ниниш в «Табачном капитане» (1972 г.). Но снималась Людмила регулярно, в том числе, в ведущих ролях.
Переломный момент в кинокарьере Гурченко наступил после съемок в мелодраме Виктора Трегубовича «Старые стены» (1973 г.). Здесь она наконец получила возможность уйти от комедийного амплуа. Ее героиня Анна Георгиевна— современная женщина-руководитель, страдающая от одиночества под маской железной леди (сам фильм, по-моему, весьма посредственный, но игра Гурченко и Армена Джигарханяна великолепна). За эту роль актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Больше у Гурченко не будет повода жаловаться на свою невостребованность. Во второй половине 70-х лучшими ее ролями стали модистка Клара в музыкальном фильме «Соломенная шляпка», портниха Нина в военной драме «Двадцать дней без войны», актриса варьете Карина в музыкальной комедии «Небесные ласточки».
В 1976-м году на съемках детского мюзикла «Мама», где Гурченко играла главную роль Козы, ее карьера могла оборваться навсегда. Часть эпизодов снималась на катке. Знаменитый клоун Олег Попов, исполнявший роль Медведя, неудачно прыгнул Людмиле на ногу и раздробил ее лезвием своего конька на 19 осколков.
Хирурги провели несколько сложнейших операций. Ногу чудом удалось собрать, но врачи были уверены, что актриса останется инвалидом. К счастью, их прогноз не оправдался. Съемки в картине Гурченко пришлось заканчивать с загипсованной ногой и при помощи дублера.
80-е годы стали для Гурченко порой наивысшего творческого расцвета. В этот период она сыграла звездные роли, проявила себя как композитор и поэт, написала несколько автобиографических книг. Одна за другой вышли лучшие картины в ее фильмографии: «Любимая женщина механика Гаврилова» (Рита), «Отпуск за свой счет» (Ада Петровна, сопровождающая туристическую группу), легендарные «Вокзал для двоих» (официантка Вера) и «Любовь и голуби» (разлучница Раиса Захаровна) и многие другие.
После краха советского кинематографа, актриса снималась гораздо реже и ролей, сопоставимых с прежними, у нее уже не было. Можно упомянуть разве что музыкальную фильм «Моя морячка» (1990 г.), да и то из за актерского состава (кроме Гурченко, там сыграли Михаил Державин, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Георгий Мартиросян), исторический фильм «Виват, гардемарины» и его продолжение «Гардемарины III» (1991, 1992 г.) и приключенческую комедию «Старые клячи» (2000 г.).
Сергей Сенин, муж Гурченко, продюсировал несколько фильмов с ее участием, в том числе, самый последний — автобиографическую мелодраму «Пестрые сумерки» (2009 г.) К сожалению, успеха они не имели.
Личная жизнь актрисы
Личная жизнь актрисы была очень насыщенной и бурно обсуждалась всей страной: только официальных браков у нее насчитывается пять. Уже на первом курсе ВГИКа она вышла замуж за режиссера «Мосфильма» Василия Ордынского, с которым развелась, прожив чуть больше года, а на последнем — за студента со сценарного факультета того же ВГИКа Бориса Андроникашвили, сына расстрелянного в 1937 году писателя Бориса Пильняка.
Свое первое замужество Гурченко обходила молчанием, хотя обычно не стеснялась в выражениях, вспоминая прочих экс-супругов (ее подруга-однокурсница Зинаида Кириенко впоследствии выскажет мнение, что за счет брака с режиссером Людмила надеялась быстро построить карьеру в кино). Когда ее надежды не оправдались (Ордынский не сумел отстоять перед худсоветом кандидатуру юной жены на главную роль в своем фильме «Человек родился»), Гурченко без колебаний с ним развелась.
Союз с Борисом, в котором родилась дочь Маша, продержался два года. Самолюбивая Людмила не собиралась терпеть измены красавца-мужа. После развода он сошелся с актрисой Нонной Мордюковой, а Гурченко вышла замуж в третий раз.
Очередным ее супругом стал актер Александр Фадеев-младший, приемный сын знаменитого писателя Александра Фадеева. И вновь актрису постигла неудача: Александру нравилось «сорить деньгами», но зарабатывать их он не стремился. К тому же Фадеев любил выпить и был патологически ревнив. Однажды на почве ревности он выстрелил в Людмилу из охотничьего ружья, но, к счастью, был пьян и промахнулся. На этом их 2-хлетний союз и закончился.
В четвертый раз актриса вышла замуж за популярного певца Иосифа Кобзона. Два ярких лидера с трудом уживались под одной крышей. Через три года Гурченко узнала о романе мужа со своей подругой, актрисой Татьяной Бестаевой и тут же подала на развод.
Затем в ее жизни появился талантливый музыкант Константин Купервейс, который был моложе Гурченко на 13 лет. Они познакомились в 1973 году на концертной программе «Поет товарищ кино». В гражданском браке (официально оформлять отношения и заводить совместных детей актриса отказалась наотрез) они прожили почти 19 лет.
Константин полностью посвятил свою жизнь Гурченко, став ее личным аккомпаниатором. Их партнерство началось с концертных выступлений в глухих деревнях, а продолжилось на лучших столичных площадках. Были и зарубежные гастроли в Америке и в Израиле. Собственные творческие планы Купервейс начнет реализовывать только после их разрыва.
Он выполнял все обязанности отца по отношению к дочери жены: посещал родительские собрания, проверял уроки и был в курсе всех ее подростковых проблем. Несмотря на незначительную разницу в возрасте между ними (всего 10 лет), девочка называла его папой. А отношения с родной матерью у нее не сложились. Гурченко некогда было заниматься воспитанием Маши. Она сама признавала, что «мать из меня никакая». Актриса не скрывала своего разочарования, что дочь не унаследовала ни одного из ее талантов. Окончив школу, девушка получила профессию медсестры.
Жить со звездой было очень не просто. Слава окончательно испортила и без того тяжелый характер Гурченко. Она не терпела ни малейших возражений и всячески давала мужу понять, что без нее он никто. Устав от бесконечных унижений, Константин ушел (по его утверждению, ни к другой женщине, а в «никуда»). Ему тогда было уже за 40, но жизнь пришлось начинать с чистого листа.
Последний брак Людмилы Гурченко и ее разрыв с дочерью
Свой последний официальный (пятый) брак Людмила заключила с кинопродюсером Сергеем Сениным в 1993 году. С ним она познакомилась двумя годами ранее на съемках мистической картины «СекСказка». Актриса была старше избранника на 25 лет, но это обстоятельство никого из них не смущало. Она постоянно пользовалась услугами пластических хирургов и выглядела намного моложе своего возраста (и собственной дочери, которая совершенно не заботилась о внешности). Ходили упорные слухи, что Мария злоупотребляет алкоголем.
Многие сомневались в искренности чувств молодого мужа, но по словам близких знакомых Людмилы, они производили впечатление счастливой пары. Сенин как продюсер старался реализовывать творческие проекты жены и безропотно терпел ее непростой нрав.
С ним Людмила прожила всю оставшуюся жизнь. Мария (теперь Королева) уже давно жила отдельно с мужем и двумя детьми: Марком (названным в честь деда) и Еленой. Гурченко общалась только с Марком, которого действительно любила. Дочь и внучка ее не интересовали.
Подросток в 14 лет начал употреблять наркотики, о чем актриса не подозревала. За то, что Мария скрыла от нее этот факт, Гурченко не смогла простить дочь до конца своих дней. Родители отправили сына на учебу в Англию, подальше от опасного окружения. Но приехав домой на каникулы, Марк снова достал «дозу», которая стала для него роковой. О гибели 16-летнего внука Людмиле сообщили чужие люди.
А потом скончалась мать Гурченко, Елена Александровна. После смерти мужа, она проживала вместе с дочерью, но имела в собственности квартиру в Москве. Эту квартиру в свое время купила для нее Людмила, однако завещание Елена Александровна оформила на Марию. Актриса сочла это несправедливым, обратилась в суд и добилась раздела жилья с дочерью. Больше они не общались.
Как ушла из жизни великая актриса
Последние годы жизни Гурченко работала на износ, участвуя во множестве концертов и шоу. Нужно было погашать кредиты, которые супруги взяли для съемок картины «Пестрые сумерки», премьера которой состоялась в 2010 году. У нее были большие планы на будущее, но судьба распорядилась иначе.
В середине февраля 2011 года, Людмила Марковна упала у подъезда своего дома и сломала бедро. В больнице ее успешно прооперировали: соединили пластиной сломанную кость. В начале марта актриса вернулась домой, где медленно пошла на поправку. Она даже начала вставать с постели и передвигаться по квартире при помощи ходунков.
30 марта Гурченко с мужем смотрели один из фильмов с ее участием. Внезапно она потеряла сознание. Вызванная Сениным бригада скорой помощи приехала через 20 минут, но реанимационные мероприятия оказались бесполезными. Как позже выяснилось, актриса мгновенно скончалась от тромбоэмболии легочной артерии.
Гражданская панихида состоялась 2 апреля в Центральном доме литератора. Даже в смерти Людмила Марковна осталась верна себе: она заранее написала «сценарий» своих похорон, где указала, в каком она должна быть платье и кто будет делать посмертный грим.
Проститься с великой актрисой пришли тысячи почитателей ее таланта. Как посторонний человек присутствовала на церемонии дочь Мария: Сенин вычеркнул ее из числа близких родственников. В этот же день тело актрисы было предано земле на престижном Новодевичьем кладбище, вопреки ее желанию быть похороненной на Ваганьковском, рядом с родителями и любимым внуком.
Как родственники делили наследство
Битва за многомиллионное наследство между Сениным и дочерью актрисы продолжалась 5 лет. Наиболее ценным имуществом являлась элитная 7-комнатная квартира в Трехпрудном переулке, где Гурченко с мужем проживали в последние годы. Женщине удалось туда попасть только при помощи сотрудников полиции через 3 года. Визит снимал канал НТВ. На мой взгляд, оба претендента вели себя отвратительно.
Под предлогом создания музея Гурченко, вдовец пытался отвертеться от дележа, хотя имел возможность сразу решить дело миром, передав Королевой дорогостоящую дачу матери, расположенную в Новоглаголево (о существовании которой она не догадывалась). В итоге так и случилось: Сенину досталась квартира, где он действительно впоследствии организовал музей-мастерскую, а Марии — дача.
Оцените статью: